НУР-СУЛТАН, 5 апр — Sputnik, Жания Уранкаева. Современный облик казахского мужчины довольно сдержан. Тягой к оригинальной одежде и украшениям отличаются лишь единицы, причем и те могут столкнуться с непониманием со стороны общества. Всегда ли казахи-мужчины выбирали минимализм в своем образе, корреспондент Sputnik Казахстан узнала у историков и культурологов.
Период кочевой цивилизации
В период до XIV века, в так называемый тюркский период, по словам руководителя отдела нематериально-культурного наследия Научно-исследовательского института "Халык казынасы" Национального музея Казахстана Айгерим Мусагажиновой, предки современных казахов носили серьги. Точнее одну серьгу в левом ухе. В Турции ношение этого украшения сохранилось вплоть до XVII века. При этом серьгу носили не все и не всегда. В повседневной жизни мужчины обходились без украшений и прибегали к ним во время военных походов и долгих поездок вдали от дома.
"Сама степная культура диктовала ношение серьги. Серьга в ухе символизировала воинское начало. Свидетельством того, что предки казахов носили серьги, является Иссыкский воин, или "Золотой человек", в кургане которого была найдена одна серьга. Сейчас эту традицию можно смело назвать устаревшей", – рассказала в беседе со Sputnik ученый-историк.
Мусагажинова уточнила, что серьги, которые носили мужчины, были очень скромными, чаще всего в форме дуги или плоской пластинки.
С конца XV-начала XVI века традиция ношения украшения ушла в историю. Уже в XVII веке серьги плотно вошли в женский гардероб и обрели для народа сакральный характер.
Также имеются данные, что в период Железного века степняки носили на шее гривну в форме обруча, мода на это украшение также утратила свою актуальность в начале XVI века.
Законодатели мировой моды
Упоминания о ношении серьги мужчинами имеются еще в истории древнего Рима и Египта. Точных данных о периоде зарождения культуры ношения серьги в тюркской цивилизации нет, однако историки сходятся во мнении, что европейцы, в числе которых моряки и пираты Средиземноморья, переняли ношение этого украшения именно у предков современных казахов.
Могилу загадочного батыра нашли на севере Казахстана
Носили серьги казаки. Казачий обычай носить серьги также связан с воинами, однако не каждый казак имел право носить их. Серьга в левом ухе означала, что мужчина - единственный сын своей матери, а серьга, вдетая в правое ухо, говорила, что он последний мужчина в роду.
Какие украшения казахи носили с XVIII века
В период с XVIII века мужчины-кочевники стали отдавать свое предпочтение перстням. Крупные кольца они носили, чтобы подчеркнуть свое положение и принадлежность к тому или иному сословию. Перстни каплевидной формы предпочитала правящая элита степи, сословие рода Кожа, – кольца круглой формы, батыры надевали квадратные перстни.
Традиция ношения перстней с родословной тамгой (родовой фамильный знак или печать) в большинстве своем утрачена. В некоторых регионах она трансформировалась и носит утилитарный характер. Перстни с родовой тамгой чаще изготавливают в качестве подарка и дарят уважаемым и почитаемым главам семей.
Также у каждого мужчины того времени имелся нож в кожаном чехле. Чехол могли декорировать драгоценными камнями или узором на серебре. Также обязательным элементом костюма был мужской пояс. Благодаря художественному исполнению, бляхам, декорированным дорогими тканями и камнями, пояс относился к произведениям ювелирного искусства. Сам пояс называется "белдік". Пояса подразделялись на будний, парадный и боевой.
Боевой или охотничий пояс (кылыш и кисе белбеу) были более декорированными, украшались узорами и имели длину в полтора метра, ширина таких поясов достигала четырех сантиметров.
Кисе белбеу после XIX века начал носить более декоративный характер и стал привилегией аксакалов. Такие пояса дарили почитаемым мужчинам и подчеркивали их родовое главенство и достоинство. Пояс передавался от отца к сыну и был оберегом мужского рода.
Также мужчины в XVIII веке дополняли свой образ небольшими аксессуарами – серебряными ухочистками и зубочистками. Эти детали обычно подвешивались с внутренней или внешней стороны камзола или пояса. Ими пользовались на протяжении полутора веков.
Чем украшали оружие
Традиция украшать свое оружие была широко распространена среди тюркских воинов. На наконечниках копий, а также стрел воины подвешивали различного рода тумары (талисманы).
Имеются данные, согласно которым младший брат великого Кенесары хана – Наурызбай батыр – пользовался қоныраулы найза (звенящее копье). Свое прозвище копье легендарного батыра получило благодаря тому, что Наурызбай украшал свое копье металлическими кольцами. Также широко использовался оружейный декор из перьев филина (үкі).
Сейчас эта традиция также трансформировалась. И перья филина, а также кожаные тумары подвешивают к колыбели младенца.