Пятьдесят лет назад, на рубеже 1969-70-х годов, археологической экспедицией в Казахстане было сделано уникальное открытие – усыпальница "золотого человека". О неожиданных деталях этой находки ученые спорят до сих пор. Так, по мнению некоторых исследователей, "золотой воин" был женщиной.
Рай для кочевников
Долина реки Иссык, что в 50 километрах к востоку от Алматы, по меркам кочевников – настоящий рай. Горная река с чистой водой, текущая с ледников, два озера – Иссык и Акколь, широкая долина с прекрасным альпийским лугом, обрамленная предгорьями. И над всем этим великолепием, способным вместить много скота и лошадей, сияет ледниками хребет Заилийского Алатау.
Эту долину кочевники использовали в качестве летнего пастбища с глубокой древности, а примерно 2 500 лет назад здесь располагались летние пастбища богатого и знатного правящего рода. От того времени остались огромные курганы.
Недалеко от города Есик находится цепочка из 45 крупных курганов диаметром от 30 до 90 метров и высотой от 4 до 15 метров. С первого же взгляда понятно, что такие курганы могли соорудить только для захоронения богатых правящих особ, так что их часто называют "царскими". В 1969 году Жетысуйская археологическая экспедиция под руководством К.А. Акишева приступила к раскопкам одного из курганов (курган №6 в этом могильнике), который неожиданно и дал уникальную находку – "золотого человека".
Нежданная находка
Слово "неожиданно" надо пояснить. Дело в том, что раскопки курганов, особенно таких больших, представляют весьма трудоемкую работу. По существующей методике требуется полностью снять всю насыпь, которая у кургана №6 была 60 метров в диаметре и 6 метров в высоту. Затем изучается площадь вскрытого кургана и раскапываются обнаруженные захоронения и различные подкурганные сооружения.
Обычно на сотни и тысячи кубометров земляных работ археологам достается лишь несколько мелких вещей, не замеченных древними грабителями.
Курган №6 грабили несколько раз. Сначала была прорыта горизонтальная штольня, а потом курган был вскрыт сверху колодцем. Центральная могила оказалась полностью разрушенной и разграбленной, ничего существенного в ней найти не удалось. Но археологов поджидал сюрприз. В 15 метрах к югу от центральной могилы под лопатами показались концы торчащих почти вертикально бревен – остатки еще одного погребения. Рядом с ним не было грабительских лазов, и в экспедиции возник ажиотаж в ожидании находок.
Совершенно нетронутое захоронение
Вскоре была расчищена погребальная камера размером 3,3х1,9 метра, срубленная из стволов тянь-шанской ели и перекрытая бревенчатым накатом. Сгнившее покрытие осторожно сняли и расчистили камеру внутри.
Общий облик камеры, как его запечатлели фотографии, не оставлял сомнений в том, что оно абсолютно не потревожено. Вещи были на тех же местах, где их оставили в древности. Над ними потрудились только тление да полевые мыши. Это очень большая удача – найти полностью сохранившееся погребение. Не всякому археологу выпадает такое счастье.
"Золотой человек" из кургана Иссык стал знаменитым и впоследствии сделался одним из символов Казахстана. Некоторые предметы были использованы в государственной символике Казахстана. Статуя его венчает Монумент независимости в Астане.
Мужчина или женщина?
В круге степных древностей, которые нам оставили кочевники, такие погребения очень редки. Только вот сияние расшитого золотом кафтана заслонило некоторые любопытные обстоятельства.
Считается, что это погребение молодого мужчины возрастом 18-19 лет. Это следовало из заключения антрополога О.И. Исмагулова. Однако башкирский археолог Р.Б. Исмагилов, побеседовав с антропологом, выдвинул другую версию – погребение может быть женским.
Среди исследователей сложились две фракции по поводу того, кто это был: мужчина или женщина. Споры, очевидно, будут вестись еще долго, тем более что у них есть теперь политический привкус: может ли быть символ Казахстана женщиной-воительницей. А почему бы и нет?
Версия: женщина-воин, павшая в бою
Это была не просто женщина знатного правящего рода, но и воин. Она, скорее всего, погибла в бою, в жестокой схватке. Почему я так думаю? Во-первых, потому, что у скелета отсутствует правая нога, осталась только верхняя часть бедренной кости. Соответственно, в могиле только один сапог, надетый на левую ногу. Правого сапога нет совершенно, и непотревоженный характер могилы говорит, что его и не было при погребении. Во-вторых, меч сломан, и у него отсутствует лезвие. Судя по фотографии, меч обрублен под углом примерно 45 градусов к лезвию возле рукоятки. Нет никаких признаков того, что лезвие меча разрушилось в могиле – все равно бы осталась полоса ржавчины и остатки ножен. Пространство же справа от правой ноги чистое и на досках пола ничего такого нет.
Кстати, в могиле оружие помещено необычно: меч справа, а кинжал слева, при том что должно быть наоборот. Меч вешают именно слева, чтобы его можно было достать из ножен правой рукой. В реконструкции костюма К.А. Акишев "повесил" меч слева, очевидно, не придав значения этой странности, а также "добавил" недостающий правый сапог. Немаловажный факт выпал таким образом из рассмотрения.
Моя версия такова: женщина участвовала в войне и в своем последнем бою сошлась в схватке с опытным врагом. Противник сначала сломал ей меч, классическим ударом, которым мечи и ломают, а потом исключительно сильным ударом отсек ей правую ногу посередине бедра. Ранение однозначно смертельное, женщина истекла кровью. Ее тело привезли на родовое стойбище, обрядили в парадную одежду (можно предположить, свадебную) и похоронили вместе с личными вещами, вероятнее всего, рядом с мужем, погибшим или умершим раньше ее. Над двумя могилами многочисленные соплеменники насыпали большой курган, не пожалев для последних почестей труда.
Возможно, моей версии будут возражать. Но я предлагаю исследовать правую бедренную кость погребенной. Если моя версия правдива, то на кости должны остаться следы рубящего удара, и судмедэксперты без труда их опознают.
Вокруг "золотого человека" из кургана Иссык, видимо, будет еще немало споров и дискуссий. Возможно, будут проведены дополнительные исследования. На мой взгляд, это было бы очень желательно. Ведь эта крайне неординарная находка, раскрывающая во всей красе культуру давно исчезнувшего кочевого общества, о котором нам мало что известно.