АСТАНА, 5 мар — Sputnik, Ксения Воронина. По поручению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в стране будет использоваться новый подход к формированию и выдаче пособий уязвимым слоям населения, в том числе многодетным семьям, а также семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.
Основная идея нововведений заключается в том, что все меры должны быть направлены на повышение детского благополучия. Для этого модернизация адресной социальной помощи должна происходить в новом формате - через развитие модели интегрированных социальных услуг по принципу "пособия + услуги".
Подробнее о новых подходах и о том, какие результаты они обещают, а также об особенностях многодетных семей Sputnik Казахстан рассказала координатор по социальной политике ЮНИСЕФ в Республике Казахстан Зарема Ержанова.
Что такое "многодетная семья"?
В Казахстане статус многодетной семьи дает рождение четвертого ребенка, в России – третьего. А в Китае до недавних пор разрешалось иметь только одного ребенка. В разных странах мира различаются и подходы к назначению социальной помощи – от денежных пособий до налоговых вычетов, льгот и привилегий. Существует ли у ЮНИСЕФ собственное определение многодетности?
"ЮНИСЕФ уделяет особое внимание семьям с детьми, особенно социально-уязвимым. Многодетная семья - это результат государственной идеологии, государственной политики, стандартов оказания помощи. Это понятие во многом формируется в зависимости от национальных стандартов, приоритетов, демографических характеристик детского населения и так далее. В мировой практике есть различные критерии для выплаты пособий, финансовой поддержки в зависимости от количества детей в семье", - поясняет Ержанова.
В Казахстане это понятие связано со специальным государственным пособием по поддержке многодетных семей. И в этом случае многодетность юридически определяется наличием четвертого ребенка.
"Почему именно четвертого? Если посмотреть на статистику, в среднем в семьях казахстанцев по два-три ребенка. Поэтому рождение четвертого ребенка государство рассматривает в качестве критерия для дополнительной поддержки семье. В некоторых странах может даже не быть понятия многодетной семьи, потому что среднее количество детей очень отличается, особенно в Западной Европе с их низкой рождаемостью и феноменом стареющей нации", - рассказывает эксперт.
Кроме того, в странах Европы меры поддержки семьи могут быть связаны с идеологическими и политическими причинами.
Многодетным сельчанам будут выдавать по 500 тысяч тенге на бизнес
"Таким образом, универсального понятия "многодетная семья" не существует. Все зависит от национальных приоритетов. ЮНИСЕФ ставит во главу угла интересы каждого ребенка, вне зависимости от того, в какой семье и каким по счету он родился. Особенно если этот ребенок находится в состоянии социальной уязвимости или сталкивается с определенными рисками. Согласно Конвенции о правах ребенка, государство должно оказывать всеобъемлющую поддержку и социальную защиту такой семье и такому ребенку", - указывает Ержанова, отмечая, что в этом году исполняется 25 лет с момента присоединения Казахстана к Конвенции о правах ребенка.
В 1994 году президент Нурсултан Назарбаев поставил подпись под Конвенцией в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в присутствии Генерального секретаря ООН Бутроса Бутрос-Гали и исполнительного директора ЮНИСЕФ Джеймса Гранта.
Почему многодетным семьям нужна поддержка?
Сама по себе многодетность не является проблемой. Большое количество детей может рождаться в семьях с высоким доходом, поэтому правильнее говорить о малообеспеченных и социально уязвимых семьях. Причем внимание государства должно быть сосредоточено на интересах и потребностях каждого ребенка.
Льготные жилищные займы для малообеспеченных запустят в Казахстане
К примеру, еще в 2015 году ЮНИСЕФ проводил исследование, в котором анализировалась система социальных пособий, а также вопросы бедности и уязвимости населения.
Анализ показал, что чем больше членов семьи, в том числе детей, тем выше случаи бедности.
В домохозяйствах с семью и более членами семьи распространение бедности достигает 71,2%, тогда как в домохозяйствах с одним членом семьи – всего 1,8%.
"Количество детей в возрасте до семи лет значительно увеличивает риск бедности – чем больше детей в семье в возрасте от 0 до 14 лет, тем выше численность бедного населения. Более двух третей домохозяйств с тремя и более детьми можно считать бедными. Следовательно, большие домохозяйства и домохозяйства с детьми явно относятся к уязвимым группам", - говорится в исследовании.
Анализ данных бюджета домохозяйств также выявил характеристики, повышающие риск бедности в Казахстане. Это проживание в сельской местности, один глава семьи (приносящий доход), низкий уровень образования, безработица или незанятость, большие домохозяйства (совместно проживающие лица), многодетные семьи, инвалидность.
Кроме того, детская бедность должна рассматриваться не только в разрезе финансов, но и с точки зрения лишений, то есть обеспечения детей равным доступом ко всему комплексу социальных услуг и благ.
"Например, если нет доступа к качественному образованию, такой ребенок уже потенциально находится в проигрышном положении по отношению к другим детям. Не говоря уже о жизненно важных вопросах доступа к чистой воде, услугам санитарии и медицинской помощи и так далее. Необходимо учитывать эти факторы. Сюда же ложится идея интегрированных услуг. Мы говорим о том, что недостаточно просто обеспечить минимальный гарантированный доход, нужно содействовать семьям в комплексной социальной поддержке", - подчеркивает специалист ЮНИСЕФ.
Новые размеры пособий для многодетных матерей после поручения Назарбаева
Представители ЮНИСЕФ особо отмечают, что уязвимость семей с детьми представляет собой высокую цену для общества в связи с риском перенесения бедности и уязвимости на последующие поколения. Проще говоря – сказывается на благополучии всего Казахстана.
Опыт стран ОЭСР показывает, что модель интегрированных социальных услуг по принципу "пособия + услуги" для семей с детьми потенциально предотвращает повторение попадания в бедность детей из малообеспеченных семей на протяжении жизни. В ОЭСР входят все страны Европы и Скандинавии, а также США, Южная Корея, Япония и другие.
Почему "просто пособия" не работают?
Касательно социальных пособий ЮНИСЕФ отмечает, что в Казахстане выделяются бюджетные средства для оказания материальной поддержки в виде пособий семьям с детьми. Вместе с тем есть вопрос эффективности таких государственных программ и доступа нуждающихся семей к получению такой помощи.
ЮНИСЕФ отмечает, что наличие пособия является принципиальным, поскольку государство таким образом гарантирует базовый доход для минимальных потребностей малообеспеченного населения. Однако для повышения эффективности этих программ в решении проблем бедности необходимо пересмотреть низкий уровень прожиточного минимума и пересмотреть технические моменты реализации - как рассчитывается доход, с какой целью представляются пособия.
"Эти пособия призваны стимулировать активное участие населения на рынке труда, хотя, по сути, основными получателями этого пособия являются дети. Вместе с тем, как только доходы семьи превышают порог нуждаемости от прожиточного минимума хотя бы на 1%, семья лишается права на получение адресной помощи. Мы же говорим о том, что фокус должен быть на том, что в этих семьях есть дети, и важно пересмотреть условия назначения пособий с учетом интересов детей", - указывает Ержанова.
Многодетные родители штурмуют центр занятости в Астане
Что такое интегрированные услуги?
С учетом недостатков ранее используемых механизмов ЮНИСЕФ предлагает изменить подход к социальной помощи и работе. Выявление граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, должно быть проактивным. Семье необходимо сопровождение на каждом этапе до полного преодоления трудной жизненной ситуации – начиная от оценки положения семьи, содействия в сборе необходимых документов, мониторинга предоставления необходимых видов услуг и до оценки их эффективности.
Механизм межведомственного взаимодействия при оказании адресной социальной помощи также будет пересмотрен.
"Задача интегрированных услуг заключается в том, чтобы эти услуги шли за детьми, за семьями, а не чтобы семьи с детьми приходили в госорганы. Озвученное выше исследование также показало, что больше половины нуждающихся семей, особенно в сельских регионах, имеющих право на получение АСП, даже не знают о существовании такого пособия или не имеют возможности собрать и подать документы, если государственный орган расположен, к примеру, в ста километрах от места их проживания. Однозначно, государство должно менять методы реализации своих госпрограмм, и адресность должна выражаться не в том, чтобы ограничить доступ к пособию для людей с более высоким доходом, а для того, чтобы помощь доходила до тех, кому она нужна", - обращает внимание Ержанова.
Детский омбудсмен: казахстанцы часто не знают, как обратиться за помощью
В этой связи возрастает роль социальных работников и приравненных к ним специалистов. Это те люди, которые должны работать с семьей в их домохозяйствах, выявлять уязвимость, а также заниматься превентивной работой, чтобы семья в итоге не столкнулась с более сложными аспектами социального неблагополучия.
ЮНИСЕФ: каким должен быть современный семейный патронаж
Итогом предлагаемого нового подхода должно стать внедрение комплексной социальной работы с малообеспеченными семьями в рамках программ АСП. Уже в 2019 году совместно с правительством предлагается запустить пилотные проекты в нескольких регионах Казахстана.
Для этого при содействии ЮНИСЕФ будут подготовлены обучающие программы, а также проведено обучение сотрудников центров занятости по социальной работе с малообеспеченными семьями. Изменится сам подход к соцработникам, появятся новые квалификационные требования.
Ведется разработка детальных регламентов и алгоритмов межведомственного взаимодействия уполномоченных органов и должностных лиц для выявления и помощи нуждающимся лицам и семьям.
По результатам пилотного проекта будет подготовлен пакет соответствующих поправок в законы "О государственной адресной социальной помощи", "О занятости населения", "О специальных социальных услугах" и другие нормативные правовые акты.