АСТАНА, 4 марта – Sputnik, Айгюзель Кадир. В жилом комплексе "Лазурный квартал" 29 ноября 2017 года горела квартира, в которой находились 11-летняя девочка и полуторагодовалый мальчик. Детям, которые в густом дыме потеряли друг друга из виду, удалось выжить. Sputnik Казахстан узнал, как сейчас живет семья, которой в трудный период помогли неравнодушные жители Астаны.
"Добро пожаловать", - отец четверых детей Жанибек Мамбетов впускает нас в свою квартиру на десятом этаже "Лазурного квартала". В светлой комнате на гостей с интересом смотрят любопытные дети, которые уже через пару минут будут, звонко хихикая, дергать фотографа за уши, хлопать его по спине, а корреспондента мило называть "тетя-мотя".
Взгляд падает на красочные обои и уютную мебель – ничто здесь не напоминает о страшном ноябре 2017 года.
Подросток спас из пожара двоих малышей в Шымкенте
"Пожар!" – услышал тогда крик в телефоне Жанибек и некоторое время не мог прийти в себя. Полтора года назад в его дом ворвались безжалостные языки пламени, которые едва не навредили детям – 11-летней Малике и полуторагодовалому Имангали.
Их спасение назвали чудом, и в это сложно не поверить.
Сын едва не выпрыгнул из окна
Малика и ее младший брат, которому еще не исполнилось двух лет, спали в комнате. Сестренка Айбике была в садике, а Ерсайын – в больнице с отцом. Супруга Жанибека, ни о чем не подозревая, поехала проведать мужа и сына.
"Здесь была двухъярусная кровать, стоял диван. Дочка спала, тут лежал младший сын. Вдруг, почувствовав какое-то тепло, дочка проснулась. Видит – пожар. Бежит, ищет своего братишку. Открывает дверь туалета, а там – маленький сидит и плачет", - вспоминает случившееся по рассказам дочери Жанибек.
Малика срочно сообщила родным по телефону о пожаре. Пока огнеборцы ехали на вызов, в доме творилось страшное – плавились окна, раскалялись стены, едкий дым заполнял пространство.
"Старшая дочка укрыла себя и братика одеялом. Маленький Имангали чуть не выпрыгнул из окна, сестра его еле удержала. Соседи кричали: "Потерпите, пожарные скоро приедут!". Потом ничего не видно стало, начали гореть волосы (у детей). Младший убежал, в дыме сестра не смогла его найти", - продолжает рассказ многодетный отец.
К приезду пожарных в доме сгорело практически все, падали потолок и люстры. Спасателям удалось найти Малику. Чтобы отыскать в густом дыме ее братика, понадобилось время – малыш без сознания лежал возле балкона.
"Их привезли в больницу, в которой я был с сыном, мы были на третьем этаже, их положили с отравлением угарным газом на четвертом этаже. Долго они там лежали, почти 15-20 дней", - поделился Жанибек.
Заходить в квартиру вновь не хотелось
Спустя полтора года в квартире о пожаре почти ничего не напоминает, разве что немного копоти на окнах.
"Все говорят, что то, что дети остались в живых, – это чудо. Я потом не хотел заходить сюда, кое-как зашел. Воняло, ничего не осталось, все выбросили. В один момент мы остались на улице", - говорит Жанибек.
"Сгорели и телевизор, и шкаф, вещи, кровать – все! Стол, куклы, холодильник, фу", - добавляет шестилетняя Айбике, которая во время пожара была в детском саду.
Огонь уничтожил документы, личные вещи и порядка шести миллионов тенге (около 16 тысяч долларов), которые семья копила на то, чтобы расшириться. О причине случившегося до сих пор точно не знают. Со слов Малики, розетка, в которую включали зарядное устройство, иногда искрила.
Офис Highvill сгорел в Астане - видео крупного пожара
"Или младший зажег зажигалку, но он не смог бы. Маленький совсем был, да и сейчас не может он. Он помнит о том, что случилось. Говоришь слово "пожар", и он так смотрит. От спички бежит уже", - глядя на сына, произносит отец.
Справиться с тяжелой ситуацией семье помогали, что называется, всем миром. Деньги и вещи для пострадавших собирали сотрудники КСК, волонтеры, в том числе из "Клуба добряков". Ремонт в квартире сделала строительная компания по поручению тогдашнего акима Асета Исекешева, которая собрала порядка 1,5 миллиона тенге (около четырех тысяч долларов), отмечает Жанибек.
"Меня с сыном выписали из больницы. Двое, которые пострадали, еще лежали. Ремонт продолжался около двух с половиной-трех месяцев, снимали квартиру, потом потихонечку начали переезжать, покупать мебель. Люди помогли, чем смогли", - вспоминает он.
Перед пожаром приснилась погибшая жена
Первая супруга Жанибека за год до пожара погибла в автокатастрофе. От нее остались двое детей. В день пожара, как вспоминает Жанибек, погибшая пришла во сне.
"Была как раз годовщина смерти. В аварию мы попали в декабре. Мы готовились давать садака (здесь: поминальный обряд). Вижу во сне: она детей берет и убегает от меня. И вот, проснулся, думаю. Второй жене позвонил, говорю, приснилась мне. Она сказала, что нужно дать садака. И резко через полчаса звонит и говорит, что пожар", - вспоминает многодетный отец.
"Ляля, смотри, это ты", - вновь раздается голосок Айбике, которая вместе с отцом разглядывает фотографии с отцом.
Жанибек пока сидит дома, чтобы смотреть за детьми. Младший сын Имангали еще не ходит в садик. Супруга трудится журналистом.
"Скоро в семье ожидается пополнение, дай бог, когда жена выйдет в декрет, на работу выйду я – вот такие сейчас у нас планы", - поделился Жанибек.
Как сообщали в комитете по ЧС, в тушении пожара были задействованы 16 человек личного состава и четыре единицы специализированной техники.