АСТАНА, 13 фев — Sputnik, Лев Рыжков. Выводу советских войск из Афганистана посвящена игра "Правда о девятой роте", разработанная студией Extreme Developers и изданная фирмой "1С" в 2008 году.
"Правда о девятой роте" - наверное, единственная компьютерная игра, посвященная афганской войне, - говорит член жюри крупнейшей конференции для разработчиков игр DevGAMM Moscow 2018, директор студии CYBERIA Limited Алексей Копцев. – Почему? Потому, что конечными потребителями игр являются американцы. А для них война СССР в Афганистане столь же близка, как вторжение на Венеру. Есть игры про Вьетнам, про высадку в Нормандии. Но не про Афганистан".
Было не так, и кончилось не тем
Ночной штурм душманами высоты 3234, наверное, самый известный бой афганской войны. Именно он лег в основу фильма "Девятая рота" Федора Бондарчука, вышедшего в 2005 году.
Фильм не вызвал восторга у ветеранов Афганистана. Известный переводчик, публицист и писатель Дмитрий "Гоблин" Пучков неоднократно высказывался относительно того, что в "Девятой роте" событийная канва, мягко говоря, не соответствует действительности.
"Конечно, надо делать скидку на то, что это – художественный фильм, а не документальный, - говорит Дмитрий Пучков. - Но выпускать фильмы под слоганами, типа: "Последний крик советского солдата в Афганистане никто не услышал" - это ложь. А слоган №2: "Они хотели, чтобы их любили" - это прямая цитата из художественного фильма "Рембо-2", сугубо антисоветского. Применительно к советским солдатам это, по меньшей мере, странно".
"Все было не так и закончилось не тем, - подчеркнул Пучков. - Никто никого не забывал, никто никого не бросал. Люди вели боевые действия так, как их учили. Погибли там шесть человек из восемнадцати. Это – очень большие потери. Командир разведроты говорил, что у него за два года погибли два человека. А тут вот, при обороне высоты, - шесть. Это очень много. А такого, чтобы всех убили, а один остался, просто не было".
Именно желание вернуться к исторической правде и стало толчком к дальнейшим проектам, которые, в конечном итоге, привели к созданию игры "Правда о девятой роте".
Назло Бондарчуку
"Фильм вызвал у меня недоумение, - вспоминает Дмитрий Пучков. - Я написал заметку у себя на сайте. Ее прочитали 70 тысяч человек. Тогда это были огромные цифры. Откликнулись непосредственные участники событий. Сначала начальник артиллерии 345-го отдельного парашютно-десантного полка. А потом он дал контакты артиллерийского наводчика Ивана Павловича Бабенко, роль которого исполнил непосредственно Федор Бондарчук".
Почему началась война в Афганистане, или Товарищ и предатель
"Я не имел режиссерского опыта, и получился производственный брак по звуку, - рассказывает Дмитрий Пучков. – Тем не менее наша полемика имела серьезнейший общественный резонанс, и я обратился в фирму "1С" с предложением: "Давайте сделаем игру?!".
К тому моменту Дмитрием Пучковым была составлена поминутная реконструкция знаменитого боя на высоте 3234. И воспоминания бойцов легли в основу стрелялки-"шутера".
За душманов играть нельзя
Игра была создана в рекордно короткие сроки – за девять месяцев. Воплотить ее в жизнь взялась студия Extreme Developers из города Миасс Челябинской области.
Ветеран Афганской войны рассказал, как попал в засаду и смог выжить
"Игра была достаточно необычная, - вспоминает Дмитрий Пучков. - Например, если на Западе делают игры про Вторую мировую войну, то там можно поиграть за одних, и можно поиграть за других. А я считаю, что это неэтично. Поэтому в нашей игре играть можно только за советских воинов-десантников. За душманов играть нельзя".
Игра для внутреннего пользования
Эксперт по играм Алексей Копцев в свое время прошел всю "Правду о девятой роте".
Встретили игру неоднозначно. Создателям пеняли за то, что игра скучная, что не был использован режим PvP. Но большинство отраслевых изданий рецензировали игру без оценок.
Песня под пулями: как Роза Рымбаева и Лев Лещенко выступали в Афганистане
Коммерческой окупаемости тоже не случилось.
"Эта игра ни в коем случае не могла стать коммерческим продуктом, - говорит Алексей Копцев. – Так же произошло позднее с фильмом "28 панфиловцев". Он был снят на народные деньги, с детальной реконструкцией событий. Но он был не коммерческий. Так получилось и здесь. Абсолютное большинство игр делается, в первую очередь, для американского рынка. И естественно, что игра про советских "агрессоров" в Афганистане ни в каком виде не смогла бы успешно продаваться в Америке, потому что там убиваются американские инструкторы и классные бородатые "борцы за демократию".
Прохождение игры у опытного игрока занимает около четырех часов. Интерес здесь именно реконструкторский. Можно увидеть, как все было. Самому оказаться в шкуре советского воина-интернационалиста.