Афганская колыбель современного терроризма

© Sputnik / Andrey Solomonov / Перейти в фотобанкПоэтапный вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Первая колонна советских войск отправляется на Родину. Перевал Саланг. 14 мая 1988 года
Поэтапный вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Первая колонна советских войск отправляется на Родину. Перевал Саланг. 14 мая 1988 года - Sputnik Казахстан
Подписаться
Накануне 30-летия вывода советских войск из Афганистана мыслями об этой стране и сопутствующих проблемах Центральной Азии поделился с агентством Sputnik член комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Государственной Думы РФ полковник запаса Франц Клинцевич, который в 1986-1988 годах участвовал в боевых действиях на территории Афганистана.

- Франц Адамович, когда советские войска вышли из Афганистана, война в стране не завершилась – 17 лет продолжаются американские операции. Удастся ли США и НАТО адаптировать Афганистан под свои интересы?

- Знание тенденции освобождает от знания мелочей. Прежде всего, имеется понимание, что с нами и нашими союзниками на Западе не намерены воевать ракетами и самолетами, потому что знают о непобедимости российской армии. Противник будет давить экономически, дестабилизировать обстановку вблизи российских границ, дискредитировать законную власть. Что и происходит в странах Центральной Азии. В этой стратегии у Афганистана – особая роль.

Строящееся правительственное здание в Кабуле - Sputnik Казахстан
Афганистан как инструмент для чужих интересов
Соединенные Штаты в 2001 году ввели в Афганистан войска, отодвинули Талибан*, убили Ахмад Шаха Масуда (из-за его политических амбиций и влияния), создали хаос, в условиях которого начало набирать силу Исламское государство*. До 2015 года это была маленькая ячейка в Кандагаре, а потом в Афганистан перебросили группу главарей, для подготовки широкомасштабных операций на северном направлении.

Соединенные Штаты терзают мир афганским наркотрафиком и обвиняют Россию в каких-то связях с талибами. И мало кто помнит, что Талибан* с 1973 года создавали американские спецслужбы, которые впоследствии утратили контроль над "повстанцами". Важно подчеркнуть: современный международный терроризм пестовали в Афганистане. Технология незатейливая.

Мне запомнилась фраза одного американского эксперта: "В мире огромное количество людей, которые за 200-300 долларов готовы воевать и убивать хоть всю жизнь, а деньги мы печатаем тоннами". В перенаселенной стране всегда найдется пара миллионов человек, которые будут за бумажки уничтожать сограждан. Колоссально страшный инструмент, о котором сегодня мало говорят.

Технологию, когда-то апробированную в Афганистане, мы наблюдали также в Ливии, Сирии, на Кавказе и на Украине. Мы анализируем и готовимся.

- У Афганистана имеются влиятельные соседи – Иран, Китай, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан и другие. Можно ли совместными усилиями остановить деструктивные процессы?

 Советский регулировщик и афганский солдат несут службу по охране высокогорного тоннеля на перевале Саланг - Sputnik Казахстан
Советское наследие Афганистана
- Да, имеются очень хорошие международные контакты спецслужб и правоохранительных органов. Нередко участвую в конференциях форматов СНГ, ОДКБ, ШОС, присутствую на открытых и закрытых дискуссионных площадках и вижу, что профессиональное взаимодействие, консолидация сил, система договоров пока позволяют отбиться от большой беды, но главные вызовы впереди. Проверенное американцами в Западной Европе "миграционное оружие" раньше или позднее будет предъявлено странам Центральной Азии и России. Огромные потоки голодных, безработных беженцев без знания языка общения устремятся на север.

Сложные социально-экономические условия и специфика ряда центральноазиатских стран упрощают задачи дестабилизации. Определены лидеры, которым даны возможности обогащения, сохранения денег за рубежом (их будут долго держать на этом крючке). А истоки этой сложной геополитической ситуации, этой спецоперации Запада – в 1973 году, когда в Пакистане начали готовить террористов для Афганистана, которые впоследствии стали Талибаном*, Аль-Каидой*, ИГ*.

- Как вы оцениваете потенциал встреч по Афганистану в московском формате? Насколько плодотворны контакты парламентов Российской Федерации и Исламской Республики Афганистан?

Золотые украшения, найденные при раскопках на холме Тилля-Тепе - Sputnik Казахстан
Предвоенный Афганистан: как археологи везли в музей золото без охраны
- У наших стран имеются прочные исторические связи, и в XXI веке необходимо по-новому выстраивать отношения, прежде всего, экономические. К сожалению, региональное и мировое сообщество в целом очень сильно подвержено влиянию Соединенных Штатов. России и Афганистану очень сложно взаимодействовать через коммуникативные реалии сегодняшней Центральной Азии, в условиях, когда сотрудники американского посольства дают рекомендации-указания министрам страны пребывания, и последние не могут ослушаться.

Мой боевой товарищ и коллега в рамках нашего комитета Михаил Васильевич Козлов многое делает для укрепления межпарламентских связей. И все же эти отношения в значительной степени зависят от органов исполнительной власти, деятельности и приоритетов министерств иностранных дел. Считаю, что Афганистан – проблема и угроза для всего человечества и заслуживает гораздо большего внимания МИД РФ.

- Могла ли быть иной история Афганистана трех последних десятилетий?

Ветеран войны в Афганистане Кубанычбек Озубеков - Sputnik Казахстан
Ветеран Афганской войны рассказал, как попал в засаду и смог выжить
- Могла, и она сложилась бы иначе, если бы не предательство Ельцина в 1992 году (это моя личная оценка). У нас были бы совсем другие взаимоотношения с Афганистаном, мы не имели бы угроз дестабилизации постсоветской Центральной Азии – усилиями, прежде всего, спецслужб США и коллективного Запада.

Президент Наджибулла в 1992 году, накануне переворота талибов, для стабилизации ситуации попросил у России всего 500 тонн дизельного топлива для заправки танков и бронетранспортеров. Однако в Москве уже вовсю работали советники из ЦРУ, которые сказали, что поставки топлива нежелательны. И Ельцин отказал, а ведь ранее в ходе войсковых операций в Афганистане мы ежедневно тратили тысячи тонн топлива. Цена этого политического решения – рост террористических угроз по всему миру, развитие Аль-Каиды*, Исламского государства* и других экстремистских группировок, сегодняшний колоссальный наркотрафик.

- Франц Адамович, очевидно, Афганистан для вас – не только годы боевых действий и два ордена Красной звезды, но и определенное место в душе?

- Мое поколение росло в парадигме будущих героев, и я учился в военном вузе, служил в 7-й дивизии ВДВ. Когда начался Афганистан, меня, молодого офицера, направили в Военный институт иностранных языков. Затем, в 1986-1988 годах служил в 345-м отдельном парашютно-десантном полку в Афганистане. Главным опытом той поры были особые отношения людей, боевое братство, которые не прекратились и тридцать лет спустя. Афганский опыт очень пригодился на Северном Кавказе, где мне пришлось работать в 2000-2005 годах.

Утренний Кабул - Sputnik Казахстан
Неизведанный Афганистан: Кабул – надежда на мир
Офицеры, которые продолжали службу после Афганистана в министерстве обороны, в ФСБ и в МВД, в значительной степени укрепляли безопасность страны, цементировали российскую государственность. Так, Шойгу, Бортников, Колокольцев – все прошли Афганистан, имеют боевой опыт и непререкаемый авторитет.

С другой стороны, я люблю афганский народ и его очень древнюю культуру. Напомню, когда в 1979 году мы вошли в Афганистан, не существовало исламского фундаментализма, средневековой зашоренности. Там было нормальное светское общество. И только внешнее влияние Запада кирпичик за кирпичиком выстроило весь сегодняшний негатив – наркотрафик, систему социальных противоречий, исламский терроризм. Последнее – механизм деградации человечества, страшное преступление и оскорбление для людей, которые искренне разделяют веру. Ислам требует от нас очень осторожного обращения и межконфессионной терпимости, вне навязанных врагами Афганистана искусственных стереотипов или двойных стандартов.

Беседу вел Александр Хроленко.

* – террористическая организация, запрещенная в России.

Лента новостей
0