АСТАНА, 7 фев — Sputnik. Казахстан подвержен ряду рисков стихийных бедствий в силу географических особенностей и ландшафта. Специалисты Всемирного банка (ВБ), на основе международного опыта, предлагают руководству страны инвестировать в снижение рисков. Как делают подобные прогнозы и сколько денег необходимо затратить на предотвращение бедствий, Sputnik Казахстан рассказал ведущий специалист по управлению рисками бедствий ВБ в Центральной Азии Ко Такеучи.
Какие стихийные бедствия угрожают Казахстану?
Наиболее характерные для страны катаклизмы - наводнения, землетрясения, сели, оползни, природные пожары и засухи.
Природные катаклизмы могут иметь различную степень разрушительности. К примеру, если обратиться к истории, то землетрясение 1911 года в городе Верном (ныне Алматы) оценивается ущербом в размере 20 миллионов долларов.
Фактически ежегодно риску от последствий землетрясений в стране подвергаются порядка 200 тысяч человек, а урон, наносимый землетрясениями валовому внутреннему продукту (ВВП) Казахстана, может достигать около 1 миллиарда долларов.
"В Казахстане мы также довольно часто наблюдаем наводнения. Хотя они и менее разрушительны по характеру, экономический ущерб от них значительный. Например, в 2005 году наводнения нанесли ущерб в размере 7,6 миллиона долларов, в 2008 году — 100 миллионов долларов, в 2010 году - 40 миллионов долларов, а также погибли более 40 человек. Если обобщить, ежегодно от наводнений в Казахстане страдают около трехсот тысяч человек, а ВВП республики теряет до трех миллиардов долларов в год", - указывает специалист.
Многое зависит и от региона страны, а также особенностей его климатических условий. До 26% территории страны, включая весь город Алматы, подвержены угрозе селей, а сельское хозяйство может в значительной степени пострадать от угрозы засухи.
Какие рекомендации может дать Всемирный банк
Опыт международной организации показывает, что инвестиции, направленные на снижение рисков, являются более оправданными. И с точки зрения финансовых затрат, и с точки зрения спасения человеческих жизней выгоднее подготовиться и принять меры по снижению рисков, чем реагировать на что-то, что уже случилось и привело к необратимым последствиям.
"Однако мы понимаем, что невозможно устранить все риски, поэтому также важно быть готовым к бедствию, в случае если оно произойдет. Подготовиться можно через обеспечение механизмов финансовой защиты, таких как страхование рисков. Благодаря этим механизмам страна и люди смогут оперативно реагировать на бедствие и своевременно восстановиться", - говорит спикер.
Такеучи вспоминает разрушительное землетрясение, которое произошло двадцать лет назад в Турции, в районе Мраморного моря. Экономический ущерб составил около 10 миллиардов долларов, из которых было застраховано только 800 миллионов долларов.
"Подобные бедствия вызывают дефицит ликвидности и затрудняют финансирование других важных приоритетов. С тех пор правительство Турции ввело обязательное страхование от землетрясения. Сегодня более 48% домохозяйств по всей Турции застраховано от землетрясений. Это очень большая и важная цифра, ведь теперь в случае стихийных бедствий эти семьи получат выплаты намного быстрее и больше в размерах, что позволит им восстановиться быстрее после потенциального стихийного бедствия", - поясняет эксперт.
Государственная ответственность за последствия катаклизмов
Правительства стран играют главную роль в реагировании на стихийные бедствия, они ответственны за восстановление пострадавших территорий, оказание экстренной помощи, реконструкцию государственных объектов и предоставление социальной помощи.
Правительства стран также несут ответственность за стабилизацию экономической ситуации, в случае если стихийные бедствия принесли большой экономический урон.
"Традиционно правительства выделяют некоторые ресурсы, используемые для устранения последствий стихийных бедствий. Например, в 2018 году страна выделила около 280 тысяч долларов в резервный фонд правительства Республики Казахстан на эти цели. Однако решить все вопросы после стихийного бедствия невозможно с помощью лишь одного инструмента, поэтому здесь необходим комплексный подход, который бы включал в себя не только резервные фонды, но и такие инструменты, как условные кредиты, страхование от бедствий и другие инструменты передачи рисков, а также эффективную координацию донорской помощи", - приводит он.
Что касается жителей регионов, подвергшихся воздействию стихии, правительства стран ответственны и за реагирование на бедствие. Это включает в себя предоставление временного жилья или продовольствия, координацию деятельности доноров и НПО, реконструкцию государственных объектов и инфраструктуры.
В зависимости от правовой базы и наличия страхования от бедствий правительство также, возможно, должно оказывать финансовую поддержку пострадавшему населению, особенно малообеспеченным и уязвимым слоям населения. Часты случаи, когда правительству нужно оказывать поддержку фермерам и малым предприятиям в их усилиях по восстановлению после стихийных бедствий.
Как оценить риски от катаклизмов и рассчитать затраты?
Специалист Всемирного банка пояснил, что существует специальная система по оценке риска бедствий. С помощью этой модели можно рассчитать потенциальные убытки в денежном выражении и оценить количество жертв в определенной стране или регионе.
Правительство может использовать эти результаты при финансовом планировании и расчете возможных затрат на реабилитацию, а также в целом при подготовке к стихийным бедствиям.
Какие превентивные меры должно принимать государство?
Всемирный банк выделяет пять основных мер, которые практикуются в разных странах в целях снижения риска бедствий.
"Во-первых, самое важное, определить, какие риски существуют в стране. После определения рисков важно повышать осведомленность населения о наличии этих рисков", - отмечает Ко Такеучи.
"Третий пункт - это обеспечение готовности к бедствиям – это разработка эффективной системы раннего оповещения, поддержка экстренных мер или улучшение существующего планирования непредвиденных расходов. В-четвертых, финансовая защита – это заблаговременная подготовка финансовых механизмов, которые позволят оперативно среагировать на бедствия и обеспечить эффективное восстановление", - перечисляет эксперт.
Последнее, пятое, если стихийное бедствие все же случилось, то здесь важно уделить внимание восстановлению и реконструкции.
"Как правило, послание о снижении риска бедствий имеет тенденцию привлекать внимание в ситуациях после стихийного бедствия и затухать в ситуациях, когда ничего не происходит. Однако так быть не должно. Когда мы знаем, какие стихийные бедствие нам угрожают, и какие районы страны этому подвержены, у нас нет оправдания не предпринимать никаких действий", - говорит Такеучи.
Угрозы для Центральной Азии обсудят в Алматы
В конце февраля правительства Центрально-Азиатских стран соберутся в Алматы, чтобы обсудить эти вопросы и рассмотреть различные инструменты, которые применяются в мире, и что можно применить в нашем регионе.
"Мы надеемся, что это послужит укреплению механизмов финансовой защиты от стихийных бедствий как в Казахстане, так и в Центральной Азии", - комментирует спикер.
От лица Всемирного банка Такеучи также заверил, что организация поддержит Казахстан в управлении рисками стихийных бедствий.