ПЕТРОПАВЛОВСК, 26 янв — Sputnik, Елена Бережная. Фотовыставка известного петербургского фотохудожника Сергея Ларенкова "Блокадный альбом", посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда, открылась в Северо-Казахстанском областном историко-краеведческом музее, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Выставка организована и подготовлена посольством Российской Федерации в Республике Казахстане, Российским центром науки и культуры при поддержке управления культуры, архивов и документации акимата Северо-Казахстанской области.
На выставке представлено более 20 фотоколлажей, на которых с помощью современных цифровых технологий и мастерства автора с точностью до миллиметра совмещены виды блокадного Ленинграда и эти же виды, но уже современного Петербурга.
На одной части фотоколлажа разбомбленные дома, холодные и мрачные улицы, умирающие и умершие от голода люди, истощенные дети… А на другой части кадра – яркие, залитые неоном витрины магазинов, дорогие автомобили, нарядные, спешащие по своим делам люди… И улыбающиеся пешеходы из наших дней как будто идут рядом с безмолвными призраками из блокадного Ленинграда.
Как отметил советник посольства РФ в Казахстане, руководитель представительства Россотрудничества в РК Константин Воробьев, автор работ не профессиональный фотограф, он — лоцман по профессии.
"Сергей Ларенков – коренной ленинградец, бабушка его пережила блокаду. Когда Сергей был совсем маленьким, очень впечатлительным ребенком, бабушка показывала ему фотографии времен ленинградской блокады. Конечно, фотографий было не так много, поскольку обычным жителям города фотографировать не разрешалось, и человека с фотокамерой могли принять за шпиона и даже расстрелять на месте. Но в тех кадрах, которые видел маленький Сергей, была та жизнь в эти 900 блокадных дней. И они навсегда врезались в его память", — рассказал Воробьев.
Свою профессиональную жизнь Сергей Ларенков связал с морем, он стал лоцманом, который виртуозно проводит корабли по сложным фарватерам до той или иной гавани.
"В его профессии нужен очень хороший глазомер, и когда у него появился фотоаппарат, Сергею пришла мысль — попробовать найти те места, которые изображены на фотографиях блокадного Ленинграда 1941-44 годов. И он это осуществил, начал фотографировать те места в уже современном городе. У него есть специальная методика вычисления этого места, откуда фотограф тех лет делал тот или иной снимок… А потом у него возникла другая интересная мысль – наложить то, что было снято в годы блокады, на нынешние виды Санкт-Петербурга – цветущего, процветающего города, культурной столицы России", — поделился Воробьев.
Фотографии сделаны в одном и том же месте, с одной и той же точки. Соединив прошлое и настоящее, фотохудожник сумел создать эффект присутствия, от которого у зрителей по коже бегут мурашки, на глаза наворачиваются слезы, и ком подкатывает к горлу.
"Появился такой щемящий душу эффект – взгляд нашего современника на события прошлого. Эти интересные выставки проходят во многих странах мира, на разных площадках, в музеях, и посетители выставки признаются, что благодаря такому эффекту им удается осмыслить и по-настоящему прочувствовать события тех лет. Эти работы очень трогательные… И особенно волнительно привезти эту выставку в Петропавловск, тесно связанный с Ленинградом", — отмечает Константин Воробьев.
Дело в том, что в июле-августе 1941 года в Петропавловске была сформирована 314-я стрелковая дивизия с численностью личного состава 10 тысяч 930 человек. Дивизия на 75 процентов сформировалась из жителей Северо-Казахстанской области, кроме того, в нее вошли жители Кокчетавской и Павлодарской областей. В конце августа дивизия вошла в состав 52-й Армии Ленинградского фронта и заняла оборону на реке Свирь в районе Лодейного Поля.
В сентябре 1941 года воины 314-й стрелковой дивизии вступили в смертельную схватку с финскими войсками на рубеже реки Свирь и остановили врага. Так план прорыва навстречу немцам, которые двигались с запада, потерпел полный провал. Ленинград был спасен от второго кольца блокады. Вклад дивизии в оборону Ленинграда был огромен.
Особую атмосферу выставке придает звучащая здесь музыка, которая родилась в осажденном городе на Неве – 7-я симфония Дмитрия Шостаковича.
Как рассказали сотрудники музея, композитор начал писать симфонию в блокадном Ленинграде летом 1941 года, на титульном листе партитуры он написал "Посвящается городу Ленинграду".
Выставка будет работать в музее до 26 февраля.