ПЕТРОПАВЛОВСК, 18 янв — Sputnik, Елена Бережная. В Петропавловске продолжается судебный процесс по уголовному делу в отношении Ильи Старухина, который в сентябре этого года сбил двух девушек (одна из которых скончалась в больнице). Показания в суде дали друг и подруга Старухина, которые в момент ДТП находились с ним в машине, передает корреспондент Sputnik Казахстан из зала суда.
Почему ДТП вызвало такой резонанс?
Lexus сбил двух девушек, выбежавших на проезжую часть возле развлекательного комплекса "Ударник" в центре Петропавловска в ночь на 15 сентября.
Вначале в социальных сетях распространилась информация, что за рулем Lexus был 29-летний житель Петропавловска, бывший госслужащий. Однако потом появились сведения, что тот дал показания и заявил, что за рулем иномарки сидел не он, а другой человек — сын одного из местных предпринимателей Илья Старухин.
Как выяснилось позже, Старухин в тот же день, 15 сентября, через два часа после аварии перешел границу с Россией пешком. В следственный изолятор он был водворен только 15 ноября.
Пострадавших девушек доставили в больницы города.
Вторая девушка — 22-летняя Татьяна Балабан — с сочетанной травмой находилась в отделении травматологии 3-й городской больницы с ушибами мозга, а также различными переломами. Данные повреждения повлекли вред здоровью средней тяжести.
В суде Татьяна Балабан заявила, что примирилась с Ильей Старухиным, так как ей был полностью возмещен принесенный моральный и материальный ущерб, и попросила прекратить уголовное дело в отношении Старухина по ее эпизоду. Ходатайство Балабан было удовлетворено.
Мера пресечения в отношении подсудимого оставлена прежней. Старухина продолжают судить за смертельный наезд и оставление места ДТП.
"Я бы не села с ним, если б он был пьяный…"
Елена Лутченко – подруга Ильи Старухина. Они знакомы около пяти лет. По словам девушки, у них хорошие дружеские отношения, неоднократно они были в общих компаниях.
Как рассказала на суде девушка, в ту ночь она с подругой была в кафе неподалеку от офиса Старухина. Перед закрытием кафе она вызывала такси, но свободных машин не находилось. Тогда она пошла в офис к Старухину, так как до этого они созванивались, и она знала, что он с двумя друзьями находится там.
"Они играли в карты, я сидела и наблюдала. Там стояли разные напитки на столе, мы сидели рядом с Ильей, и я видела, что он пил "колу". Напротив меня сидели Арман и Алишер, они пили виски. Я ничего не пила. Потом мы вышли… Арман уехал на такси домой. Алишер лег на заднее сиденье машины, так как был изрядно выпившим. Через некоторое время Илья сел за руль, я села рядом, и мы поехали. Потом произошло столкновение… Илья сразу же остановился и подошел к одной из девушек. Я тоже вышла, и тут увидела, как с заднего сиденья вытаскивают Алишера и бьют. Его там растерзать хотели… Я переключилась на него, говорила ребятам, чтобы его не трогали. Илью я уже потеряла из виду", — рассказала Елена Лутченко.
"В толпе я увидела знакомого и попросила, чтоб он меня увел оттуда, так как картина была страшная. Мы ушли оттуда, люди вызвали скорую, зашли в "Ударник", я чуть-чуть успокоилась. Потом, когда вышли, уже было много карет скорой помощи, полиции. Девушкам оказывали помощь. Я села в такси и уехала, так как я испугалась, было страшно, я первый раз такое видела…", — сказала Лутченко.
— Вы уверены, что Старухин пил только колу? – спросил прокурор Асхат Акин.
— Ну я за ним не следила, конечно. Я не видела, чтоб он себе алкоголь наливал… Он был абсолютно адекватный. Вел себя как трезвый человек. Тем более в пьяном состоянии он никогда за руль не садился, поэтому я была уверена, что он трезвый. Поэтому я и села в машину… Я бы просто не села с ним рядом, если б он был пьяный и неадекватный.
— С какой скоростью Старухин управлял автомобилем?
— Я точно не знаю. Ну, не медленно, конечно… Но момент столкновения… Все было очень неожиданно, резко. Мы ехали, и откуда ни возьмись – я никого не оправдываю сейчас, правда, – очень неожиданно девушки выбежали на дорогу. Они держались за руку… Илья резко затормозил, потом выбежал из машины.
— Вы помощь девушкам оказывали?
— Меня трясло, я была в шоке, и то, что в таком состоянии нельзя людей трогать, я помню еще со школы. Скорую не стала вызывать, потому что в скорую звонили все вокруг.
— А почему били Алишера?
— Его раздирала толпа… Люди посчитали, что это он был за рулем и пересел с водительского сиденья на заднее пассажирское. Его били, пинали, раздирали в разные стороны, избивали. Я кричала, чтоб его не трогали… Потом на меня уже люди переключались.
Отметим, что показания Елены Лутченко в суде и в ходе следствия были стабильными. А вот показания друга Ильи Старухина Алишера Сейткереева, данные им во время следствия, отличаются от тех, что он озвучил в суде.
Свидетель изменил показания в суде
Алишер Сейткереев в ту ночь также был в машине с Ильей Старухиным. Более того, изначально под подозрение в совершении наезда на пешеходов попал именно он. Несколько свидетелей происшествия в социальных сетях и рассылках в мессенджерах рьяно настаивали, что за рулем был именно Сейткереев, мол, видели это своими глазами. Однако в суд никто из таких уверенных в своей правоте свидетелей не пришел. Такого же мнения была и толпа: когда случилось ДТП, люди, находившиеся рядом с клубом, вытащили Сейткереева с заднего сиденья автомобиля и начали его избивать, обвиняя, что он сбил девушек.
Ранее Сейткереев работал в органах внутренних дел, позже был следователем службы экономических расследований департамента госдоходов.
По его словам, через некоторое время приехала их общая знакомая Лена.
"Время было уже ночь, мы собирались расходиться. Вышли из офиса, постояли на улице, потом я сел на заднее сиденье и сразу уснул, так как я всегда засыпаю в таком состоянии. Проснулся уже в тот момент, когда неизвестные люди вытащили меня из машины… Я вообще не понял, что происходит. Было много людей, а ни Ильи, ни Армана я не видел. Люди начали кричать, что я сбил человека, девушек. А я даже не понял, что произошел удар, не почувствовал, я спал уже на тот момент. Меня начали бить, мне наносили удары по лицу, телу, потом быстро приехали сотрудники полиции. Они посадили меня в машину, спросили – ты знаешь, что стряслось. Я говорю – нет, я не могу понять, что произошло. Все думают, что ты сбил человека, что ты за рулем был. Я им сказал, что спал в машине… После этого меня отвезли в наркологию, потом в горотдел, где сразу допросили. После этого отпустили".
"К назначенному времени я приехал в офис к Старухину, он был там один. Я сходил в магазин, где приобрел игральные карты, две бутылки виски емкостью 0,5 или 0,7 литра, виноград, сыр… Далее мы начали с ним распивать спиртные напитки, а именно – вышеуказанный виски. Затем приехал наш общий друг Арман… Потом приехала наша знакомая Елена, но она не употребляла спиртные напитки, пили только мы со Старухиным", — следует из протокола допроса.
Через два дня при допросе Алишер Сейткереев немного изменил свои показания: "Сколько пили парни, я не обращал внимания. Виски разбавляли "колой". Возможно кто-то из парней пил колу".
— Вот вы сказали, что возможно кто-то пил "колу"… Это вы Старухина имели в виду? – спросил адвокат Константин Дарий, защищающий Илью Старухина.
— Ну да… Я не видел, чтоб он себе виски наливал. Не видел я, чтоб он пил… Поэтому и сказал так.
"Когда я изначально пришел на допрос, я еще сам не понимал, что происходит, неадекватный был. Может еще и удары, которые мне нанесли, сказались… Я же вообще не видел этих девочек, не знал, что сбили их… Не понимал ничего… Еще, наверно, сутки я в таком состоянии был – шоковом. А во-вторых, я сам был в состоянии алкогольного опьянения… Когда я был уже в более адекватном состоянии, я проанализировал всю ситуацию и понял, что мне просто тогда казалось, что все мы пили, и что Илья с нами пил, потому что Илья с нами тоже поднимал стакан и чокался с нами, поддерживал компанию, но у него могла быть и "кола", я ему виски не наливал и не видел, чтобы он сам это делал…".
"Никто на меня не давил…"
На своих показаниях, данных именно в суде, настаивает и Куаныш Касымгожин, который работает сторожем в организации, где арендовала офис фирма Старухина.
— Со стороны подсудимого, его родственников на вас оказывалось давление? Вас что-нибудь просили утаить, не договорить, изменить показания? – спросил прокурор.
— Нет, такого не было…
— А вы помните, какие показания давали следователю?
— Честно говоря, забыл даже… У меня с головой не совсем в порядке, на учете состою у невропатолога.
Так как показания разнятся с первоначальными, судья зачитала выдержку из протокола допроса:
— Вы поддерживаете эти показания?
— Нет, не во всем. Было так, как я сейчас говорю… Я не могу сказать сейчас, что парни все были пьяные. Я ж их не нюхал, примерно на лицо посмотрел и все, вроде выпившие, черт его знает… Я и запаха то не чувствую, хоть алкоголь, хоть что…
— А на каком основании вы утверждаете, что одно лицо казахской национальности было в состоянии алкогольного опьянения?
— Он больше всех разговаривал, когда выходил…
— Вот тут перед вашими словами есть фраза вычеркнутая: "Вечером того же дня мне позвонил Старухин…".Что вы можете пояснить, какой Старухин вам позвонил вечером? По какой причине эта фраза была вычеркнута? – спросил прокурор.
— Не помню… Никто ко мне не обращался, никто на меня не давил, если вы это хотите сказать…
Напомним, ранее отец обвиняемого в совершении ДТП рассказал в эксклюзивном интервью Sputnik Казахстан свою версию произошедшего.