АСТАНА, 6 дек — Sputnik. Министр информации и коммуникаций высказался о ситуации вокруг переговоров по Сирии в Астане.
"Нам остается только догадываться о мотивах, которые побудили господина Джеффри так высказаться. Со стороны может показаться, что процессу мирного урегулирования сирийского конфликта пытаются поставить жесткие рамки. Но даже если допустить тот факт, что к 14 декабря конституционный комитет в Сирии создать не удастся, это все равно не умаляет заслуг Астанинского формата", — считает Абаев.
Министр указал на то, что внешнеполитические ведомства России и Турции также прокомментировали это заявление.
При этом глава МИД подчеркнул, что эксперты и политики самого разного уровня признают, что Астанинский процесс смог сдвинуть с мертвой точки такой важный вопрос, как создание зон деэскалации.
"К мирной жизни были возвращены три района Сирии. Еще в одном районе идет процесс нормализации обстановки. Эти меры позволили усилить борьбу с Исламским государством* (организация, запрещенная на территории Казахстана – Sputnik) и другими бандформированиями. Также стороны договорились, к примеру, об обмене пленными, что немаловажно", — сказал министр.
Сирийский процесс – медленный?
Отвечая на вопрос о темпах продвижения сирийских переговоров, Абаев указал, что "ни один международный конфликт международного масштаба не удавалось разрешить быстро".
"Полмиллиона человек погибли и продолжают погибать, к сожалению. Порядка пяти миллионов беженцев покинули территорию страны. В военных действиях принимают участие не одна или две, а десятки сторон. И потому договоренности сторон даже по самым незначительным вопросам уже представляются большой победой, потому что за этими соглашениями стоят тысячи спасенных жизней", — привел данные министр.
Он также добавил, что можно сколько угодно с высоких трибун "ставить крест" на Астанинском формате, но это не отменяет того, что переговоры в Астане, в нашей столице, спасают жизни людей.
Зачем Казахстану сирийский процесс?
"Какую цель преследует Казахстан, какая нам от этого практическая польза?" — спросил министра телеведущий.
"Я хочу, чтобы общественность хорошо понимала одну очень важную вещь — кандидатуру Астаны для переговоров выдвинул наш президент, но при этом он всегда подчеркивает, что Казахстану не важно, где будет заключен мир — в Женеве, в Стамбуле, в Сочи. Но разумный нейтралитет нашей страны и высокий уровень организации переговоров, доверие практически всех сторон конфликта к Казахстану и авторитет главы государства являются объективными факторами уместности проведения встреч в нашей столице", — пояснил Абаев.
"Вспомните, как люди реагировали в самом начале, когда появились первые сообщения о террористической группировке ИГИЛ* (организация, запрещенная в Казахстане – Sputnik). Многие думали, что это очередная банда-однодневка. А через год эта банда контролировала территорию с населением в восемь миллионов человек. Стоит только представить, каких масштабов может достичь война, если не предпринимать попыток по ее мирному урегулированию. И нет никаких гарантий, что зона боевых действий не приблизится вплотную к границам стран Центрально-Азиатского региона", — заметил Абаев.
"Даже если этот аргумент кому-то покажется неубедительным, то пусть наши граждане вспомнят о тех людях из Казахстана, которые были завербованы в ряды экстремистских организаций, которые сейчас воюют в Сирии", — заключил Абаев.
Отметим, что 12-й раунд переговоров по Сирии Страны-гаранты проведут в Астане в начале февраля 2019 года.