Именно этот город, который через 20 лет поменял пол (что тоже уникально), впервые собрал на сцене Дворца молодежи (нынешний "Жастар") 21 рок-группу со всего советского Казахстана, да еще пригласил уже известные московские "Рондо" с Александром Ивановым и "Браво" с Жанной Агузаровой.
"Хотя сомневались: затеяли рискованное дело. Чем все кончится? – рассказывает заведующий Отделом культуры ЦК ЛКСМ республики К. Кушербаев. – Но познакомиться очно, обсудить все вопросы, касающиеся рока и молодежи, требовалось срочно — откладывать дальше нельзя".
Эту цитату нынешнего акима Кызылординской области Крымбека Кушербаева, а тогда 33-летнего политического функционера я с трудом нашел в номере "Целиноградской правды" за 28 января 1988 года в Национальной библиотеке РК. Почему с трудом? Потому что в интернете о том фестивале нет практически никаких упоминаний, разве что на редких личных страницах певцов и групп, которые там выступали. А республиканская пресса о молодежном досуге в то время говорила лишь в контексте кружков художественной самодеятельности и дворовых клубов.
Но зато о Целинограде пару строк написал в своей книге "Рок-музыка в СССР" сам Артемий Троицкий – крутейший музыкальный журналист и критик. Эта энциклопедия 1990 года московского издательства "Книга" досталась мне в наследство из библиотеки редакции "Инфо-Цес".
Вот, правда, и все упоминание. Но в подшивке "Целиноградской правды" за тот год я все-таки нашел две статьи, посвященные фестивалю, который, к слову, длился три дня: с 22 по 24 января. По их тону сразу понятно, что рок-движение к тому времени охватило всю казахстанскую советскую молодежь, что эта музыка раздражала власть, поскольку делала молодое поколение неуправляемым, что ее запреты только еще больше приводили к протестам и отрицанию у молодежи существующего и вконец одряхлевшего политического строя.
"Мы потеряли много времени, не обращая серьезного внимания на увлечение молодежи роком. И в том, что он принял в некотором смысле уродливые формы, внес псевдокультуру, виноваты и профессиональные музыканты, композиторы, учреждения культуры, которые призваны оказывать влияние на всякое самодеятельное творчество. Наш долг – прививать, воспитывать хороший вкус. Если его нет, то есть дурной вкус, что и показал первый рок-фестиваль", — сказал, подытоживая работу фестиваля, председатель Союза композиторов Казахстана Т.Ш. Кажгалиев.
Вы только посмотрите, какая критика! Думаете, несправедливая? По большому счету, местные рок-группы действительно состояли из самоучек, которые гитаре учились у "старшаков" во дворе — отсюда и низкий уровень музыкального профессионализма. Песни сочиняли все больше подражающие "Кино", "Зоопарку", "Ва-Банку" и другим известным российским группам. Но ведь смысл их творчества был в том, чтобы власть не просто заметила рок как музыкальное явление, а рокеров – как субкультуру, но и начала с ним считаться.
Дело в том, что на целиноградском фестивале работники обкома комсомола опросили 500 человек в возрасте 13-30 лет на предмет их музыкальных предпочтений и выяснили, что молодежь совершенно не слушает советскую эстрадную попсу и классику. Им по нраву в лучшем случае остросоциальные, антивоенные, а в целом "кричащие", "оглушающие" рок-композиции.
Быстро смекнув, куда ветер дует, власти Казахстана проводят второй фестиваль с участием альтернативных музыкальных групп блестяще. Как пишет в своей книге Троицкий, фестиваль показал "резко и неожиданно возросший уровень" казахстанских рок-групп. Профессионалами сцены рок-летописец назвал группу "Век" из Целинограда и "Алма-Ату" (будущая "А-Студио").
А вот еще какие интересные рок-коллективы попали в поле зрение Троицкого: алматинские "Триумвират" (блюз-рок-трио в духе начала 70-х; записав в 1989 альбом "Беседы с гуру", группа перебралась в Ленинград), "Единственный Выход" (хард-рок), "Максус" именуют себя панками, хотя играют довольно традиционный рок-н-ролл) и "Джинн" (электро-поп образца Ника Кершоу).
Из областных составов надежды вселяют "Субмарина" из Уральска (новая волна ленинградской ориентации), карагандинский "Апокалипсис" (арт-рок), вызывающе кичевый павлодарский "Снайпер" (хэви-метал) и "Периметр" из Мангышлака (панк-рок)". Кстати, "Триумвират" — единственная из рок-групп Казахстана записала свои песни на студии "Мелодия" в СССР.
Целиноград стал первым городом в Казахстане, где начали открыто играть рок. Уже позже будет проводить свои музыкальные фестивали газета "Ленинская смена" (теперешняя "Экспресс К"), на которых в разных городах страны собирались рокеры со всего СССР. Но почему тогда, в 1988-м выбор пал именно на Целиноград – непонятно. Ясно, что экспериментировать с молодежью лучше было не в Алматы. Там свежи еще в памяти были события 1986 года. А в Целинограде к власти всегда было лояльное отношение.