АЛМАТЫ, 22 ноя — Sputnik, Анна Платонова. На сколько хватит нефти в Казахстане — этот вопрос на протяжении нескольких лет обсуждается экспертным сообществом. В настоящее время уже разрабатываются новые альтернативные виды топлива, но специалисты утверждают, что найти замену черному золоту достаточно сложно.
Мировая экономическая неопределенность
Тринадцатого ноября ОПЕК опубликовал свой ежемесячный отчет, согласно которому спрос на нефть ОПЕК в 2019 году составит 31,5 миллиона баррелей в сутки, тогда как в октябре текущего года 15 стран картеля суммарно добыли 32,9 миллиона баррелей нефти в сутки.
Что касается Казахстана, то добыча нефти в нашей стране выросла на 0,13 миллиона баррелей в сутки и составляет 1,8 миллиона. Повышение произошло по причине завершения технического обслуживания и возобновления работ на Тенгизском месторождении. Большую роль также сыграло восстановление добычи нефти на Кашаганском месторождении до уровня 0,28 миллиона баррелей в сутки. Ожидается, что в следующем году объем поставок нефти в Казахстане достигнет 1,87 миллиона баррелей в сутки по причине продолжающегося роста добычи на Кашаганском месторождении.
Необходимость реформы
В начале ноября финансовое информационное агентство Modern policy опубликовало статью, в которой говорится, что Казахстану нужно повысить производительность для воспрепятствования негативной тенденции в динамике экономического роста.
По его словам, компенсировать отсутствие положительной динамики в производительности смогут инвестиции, но их объем должен быть равен 60% ВВП. Эксперт полагает, что эта цифра нереалистичная.
Кто возглавил рейтинг влиятельных нефтяников Казахстана?
Стоит отметить, что проведение реформ в казахстанском правительстве поддерживают. Так, министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев, выступая на заседании Всемирного нефтяного совета в октябре, заявил, что Казахстан, чтобы быть привлекательным для инвестиций, постоянно анализирует практику развитых стран, совершенствует собственную законодательную базу в отрасли недропользования и неустанно двигается вперед.
Как заявил министр, Казахстан старается стимулировать увеличение инвестиций в нефтегазовую отрасль Казахстана и эффективно регулировать уровень налоговой нагрузки на недропользователей. В планах также активизация разработки новых месторождений на шельфе Каспийского моря.
Налоговый маневр
Канат Бозумбаев отдельно остановился на принятом в этом году Кодексе "О недрах и недропользовании". По его словам, кодекс существенно упрощает сроки получения права недропользования и сроки заключения контракта. Права недропользования можно добиться путем проведения аукциона. Исключение представляют национальные компании, которые имеют право на прямые переговоры.
Кроме того, в налоговой сфере отменен бонус коммерческого обнаружения и введен альтернативный налог на недропользование для морских и глубоких нефтегазовых месторождений.
Как неоднократно заявлял министр энергетики, все эти нововведения способны обеспечить конкурентоспособность деятельности казахстанских недропользователей по сравнению с другими странами.
Искусственный интеллект в помощь
Казахстан делает акцент на том, что будущее энергетики связано с цифровыми технологиями последнего поколения. Так, на заседании правительства, в рамках которого обсуждалось повышение энергоэффективности, Канат Бозумбаев заявил, что в настоящий момент в нефтегазовой отрасти реализуются уникальные по своим технологиям проекты по разработке месторождений гигантов Кашаган, Тенгиз и Карачаганак. К примеру, крупномасштабный "Проект будущего расширения", осуществляемый на Тенгизе, нацелен, в первую очередь, на увеличение объема добычи нефти на 12 миллионов тонн — до 39 миллионов тонн в год.
На Кашагане планируется в ближайшее время добыча до 370 тысяч баррелей нефти в сутки. На Карачаганаке намеченное выполнение инвестиционного проекта, который связан со снятием производственных ограничений по газу, будет способствовать поддержанию максимального уровня добычи в последующие несколько лет.
Стоит также отметить разработанный проект "Интеллектуальное месторождение", который сейчас активно внедряется на казахстанских месторождениях. Этот проект позволяет вести непрерывную обработку данных для оперативного контроля и быстрого принятия решений. Как ожидают в министерстве энергетики, этот проект повысит добычу нефти на 2%, сэкономит электроэнергию на 15% и сократит время восстановления работы скважин до 10%.
Собственные нефтепродукты
Отдельно стоит остановиться на модернизации Атырауского, Шымкентского и Павлодарского НПЗ, которая проводится в надежде обеспечить страну собственными нефтепродуктами, чтобы не зависеть от импорта. Планируется, что заводы будут вырабатывать горюче-смазочные материалы, которые соответствуют экологическим стандартам К-4 и К-5.
В ближайшем будущем на Атырауском и Шымкентских нефтеперерабатывающих заводах будут реализовываться проекты по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, что позволит управлять ремонтными работами и профилактическими работами. Благодаря внедренным проектам ожидается увеличение надежности оборудования на 8%, планируется также повысить объем переработки нефти на 300 тысяч тонн в год за счет сокращения простоев.
Будущее за альтернативными источниками энергии
Профессор Института экономики Минобразования Олег Егоров считает, что нефть еще рано "хоронить". По мнению эксперта, при адекватной господдержке нефти хватит на много лет.
"По прогнозам казахстанских геологов, нефть будет добываться 70, а то и 110 лет. Но это при условии, если мы будем добывать ее так, как мы это делаем сегодня. Иными словами, если нефть и газ будут идти по своему прямому назначению, к которому относится получение топлива из нефти, нефтехимической продукции из остатков нефти и газа, то это даст нашей экономике дополнительный источник доходов", — заявил эксперт.
Вместе с тем Олег Егоров коснулся вопроса об альтернативных источниках.
К слову, как заявил Канат Бозумбаев в начале года, главным конкурентным преимуществом Казахстана является наличие недорогого углеводородного сырья, и министерство энергетики оказывает поддержку нефтегазохимическим проектам по обеспечению сырьем в случае, если подтвердится экономический эффект для республики.