Стратегия ИГ* предусматривает и экспансию, и включение таджикской территории в новый псевдохалифат "Вилаят Хорасан". В республике неспокойно, и буквально костью в горле террористов стоит 201-я российская военная база, гарант мира в регионе, пишет колумнист Александр Хроленко для Sputnik Таджикистан.
Резонансная информация о задержании 12 боевиков ИГ*, планировавших совершить теракт на территории 201-й российской военной базы, была опубликована через восемь дней после нейтрализации террористической группы.
Но если задержку с обнародованием новости можно объяснить интересами следствия, то непоследовательность Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана выглядит необъяснимой. Так, руководитель пресс-службы ГКНБ Дильшод Абдуалимов тем же утром 13 ноября опроверг информацию о задержании группы террористов. При этом охрана российских военных объектов в Таджикистане была усилена.
Так что же, насколько уязвима 201-я российская военная база? Что происходит в республике?
Не для осады
На месте проведения следственного эксперимента в Душанбе один из задержанных заявлял о намерении взорвать среднюю школу, где обучаются дети российских военнослужащих, и контрольно-пропускной пункт 201-й военной базы РФ. Именно база является приоритетной целью атак сторонников "Вилаята Хорасан" (это одновременно афганская франшиза "Исламского государства"* и проект возрождения средневекового халифата в Центральной Азии).
В мировом рейтинге военной мощи Таджикистан занимает 96-ю позицию из 136 возможных, что в целом неплохо для вооруженных сил численностью около 7 400 человек. Однако военнослужащие из состава 201-й базы (это крупнейший зарубежный военный объект России) представляют не менее грозную силу, даже без учета резервов ОДКБ.
Военная база РФ в Таджикистане дислоцируется в городах Душанбе и Курган-Тюбе. По межгосударственному соглашению, подписанному в 2012 году, соединение будет находиться в Таджикистане до 2042 года.
Численность военнослужащих соединения – около 7 500 человек. База усилена новейшими вооружениями и техникой. В частности, артиллерийский дивизион большой мощности (РСЗО "Ураган" калибра 220 мм) способен эффективно поражать цели на больших площадях в условиях сложного горного рельефа на расстоянии до 35 километров.
Автономная и самодостаточная военная база создана не для сопротивления в осаде, а для активных, маневренных боевых действий на всей территории республики. Этот "орешек" псевдохалифату не по зубам.
Очевидные тенденции
Хронология событий свидетельствует о росте террористической угрозы, и не случайно в Душанбе 9 ноября открыли новый антитеррористический центр МВД Таджикистана.
Спецслужбы Таджикистана в сентябре предотвратили теракт на юге страны.
В результате обстрела на таджико-афганской границе в августе погибли двое жителей Фархора, в ГКНБ сообщили, что вели огонь 10-12 вооруженных людей, которые проникли на территорию республики с юга.
Группа иностранных туристов в июле была атакована террористами, четыре человека погибли, трое получили ранения. Ответственность за теракт взяла на себя группировка ИГ*, однако МВД Таджикистана считает, что массовое и демонстративное убийство иностранных граждан совершено членами запрещенной в стране Партии исламского возрождения.
Ранее президент Рахмон инициировал кадровые изменения в ГКНБ, то есть усилил кадровый состав центрального аппарата и структурных подразделений Госкомитета. На этом направлении заметно прибавилось работы.
Известно, что боевой опыт в Сирии и Ираке получили около 4 200 джихадистов из республик Центральной Азии. В рядах ИГ* воюет от 1 000 до 1 300 граждан Таджикистана (республика считается главным поставщиком террористов-смертников). Значительная часть вербовок происходит за пределами страны, учету не поддается, и реальные угрозы могут оказаться еще масштабнее.
* террористическая организация, запрещенная в России.