АСТАНА, 7 ноя – Sputnik, Айгюзель Кадир. В напоминавших лабиринт странного квеста коридорах звучали мелодии. Обрывистые, обволакивающие, пронзительные. Слух настороженного обывателя ласкали ноты, магически ожившие от соприкосновения смычка и струн.
"Так звучит степь", — подумала я, подойдя ближе к аудитории, где проходил отборочный тур международного фестиваля творческой молодежи "Шабыт". Молодые виртуозы боролись за выход в следующий этап в номинации "Народная музыка" и за секунды превращались в единое целое со своими инструментами — кобызом, шертером, домрой.
В беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан участники поделились, звучание какого древнего казахского инструмента можно спутать с фортепиано, и как уживается русская домра в казахском оркестре.
Студент из Казахстана хочет покорить мир игрой на шертере
Алимжан Байженов приехал в столицу на конкурс талантов из Алматы. Студент четвертого курса Казахской национальной консерватории играет на древнем казахском инструменте под названием шертер.
Этот струнный щипковый инструмент — прародитель домбры и кобыза — был незаменимым во время исполнения кюев и легенд.
"Я держу в руках шертер – инструмент, который появился еще в IX веке. Просто он в одно время затерялся. Для его возрождения большую роль сыграли работы Болата Сарыбаева, Бронислава Залесского", — поделился перед выступлением Алимжан.
Три нейлоновые струны, раздельный гриф и никаких дополнительных вставок в виде перьев. "Здесь такой темы нет", — сказал юный музыкант.
"Шертер отличается от домбры звучанием. Оно совсем другое, у домбры более мягкое, а у шертера — уникальное. Я много раз замечал, что многие люди путают его звучание с фортепиано", — пояснил Алимжан.
В планах у алматинца ни много ни мало — завоевать мир. В 2020 году он хочет ворваться в музыкальную индустрию со своей группой, которая, как надеется Алимжан, покорит своим национальным колоритом. Опыт выступления перед аудиторией у его музыкальной команды уже есть благодаря городскому Арбату. Игру на шертере каждый раз принимают на ура, в том числе молодежь, добавил музыкант.
Он добавил, что в основном играет на шертере зарубежные произведения, так как специально написанных для "дедушки домбры" композиций немного.
Как русская домра звучит в казахском оркестре
Струнный щипковый музыкальный инструмент в руках другого участника – 23-летнего Дидара Абена — тоже приковал к себе внимание корреспондента.
Конкурсант из Алматы в свои 23 года один из немногих, кто не просто увлекается игрой на домре – русском народном инструменте, но и зарабатывает себе этим на жизнь.
"Здесь три металлические струны. Корпус полусферической формы. Звук производится при помощи медиатора. Нередко люди удивляются домре в моих руках. Бывало, что даже музыканты-ведущие на тоях спрашивали у меня", — сказал Дидар Абен.
Домра была при скоморохах на Руси в XVI—XVII веках как сольный и ансамблевый инструмент. От своего родственника балалайки домра отличается формой, извлекаемым звуком, настройкой и количеством струн.
"Я не жалею, что выбрал этот инструмент. Сейчас я выступаю в оркестре "Отырар Сазы", преподаю в музыкальной школе для детей. Хочу сказать, что домра очень хорошо сочетается с оркестром", — добавил Абен.
Но все же передавать казахские мотивы через домру можно с трудом, заключил участник.
Кобыз – следы шаманизма у казахов
История появления народных инструментов нередко полна неразгаданных тайн и мифических вставок. Так, казахи верят, что создателем знаменитого на всю степь кобыза был шаман Коркыт-Ата. По легенде, старец не мог смириться с приближающейся смертью и решил перехитрить судьбу. Выдолбив из дерева инструмент и натянув струны, Коркыт-Ата играл так, что все вокруг становилось пленником его мелодии. Лишь уснув и невольно прекратив играть, шаман отправился в иной мир.
Студентка первого курса Казахского национального университета искусств Аида Абдугали, услышав игру на кобызе, еще в детстве решила посвятить себя музыке.
Аида играет на модифицированной версии кобыза, где вместо струн из пучка некрученных конских волос четыре обычные железные струны.
"Звук более мягкий, камерный, выше. Он появился у меня пять лет назад. Для инструмента этого времени недостаточно.Нужно, наверное, 15 —20 лет, чтобы он зазвучал", — сказала Аида, сыграв программу перед членами жюри.
У каждого из конкурсантов, возрождающих музыкальное искусство проживающих в стране народов, есть шанс на призовые места фестиваля. Церемония закрытия конкурса "Шабыт" пройдет 9 ноября.
В этом году впервые за шесть лет в проект была включена номинация "Журналистика".
Международное информационное агентство и радио Sputnik учредило специальный приз за интересную творческую работу в номинации "Журналистика/интернет-ресурсы". Победитель сможет пройти стажировку в столице одной из стран СНГ, где будут тренинги для молодых журналистов по программе SputnikPro.