В последнее время в Астане становится все меньше "бомбил" — водителей, которые подбирают "голосующих" на дороге людей. Теперь бывшие "бомбилы" устраиваются в компании по перевозке пассажиров. Отчасти это связано с появлением мобильных приложений – людям стало удобнее вызывать машину, буквально не произнося ни слова, а также оплачивать поездку безналичным расчетом – никакой возни со сдачей и разменом.
С другой стороны, складывается впечатление, что все больше специалистов с высшим образованием открывают ИП и уходят в таксисты. Что это за люди и почему они сделали такой выбор?
Таксисты — от ученых до спортсменов
Я совершаю от 3 до 10 поездок в неделю на такси. Честно говоря, предпочитаю, чтобы все общение сводилось к "Здравствуйте" и "До свидания". Однако иногда обстоятельства способствуют общению, во время которого можно узнать о человеке за рулем.
Вечером "таксуют" молодые парни – студенты, менеджеры, в том числе госслужащие.
И если для таксистов в возрасте этот вид деятельности становится основным, то молодые люди, как правило, подрабатывают после основной работы или учебы.
Машины у всех в хорошем состоянии – иначе они не могли бы устроиться в извоз. Самые популярные модели – LADA Priora, легковые Hundai и Nissan. Реже встречаются внедорожники и автомобили представительского класса.
Мужчина вежливо поинтересовался фамилиями, которые прозвучали в разговоре. Меня удивило, как он выговаривал слова – будто на "дореволюционный" манер, навевая ассоциации с аристократией. В разговоре случайно выяснилось, что он сам – ученый-физик. Казах, родился в Целинограде. Много лет жил и работал в России, вышел на пенсию и вернулся на родину. Его дети и внуки остались в России, кто-то уехал в дальние "заграницы". А его самого "потянуло на родину", потому что он верит в новое поколение ребят и хочет, чтобы в Казахстане зрели свои умы, свои будущие ученые.
Как относятся к женщинам за рулем такси?
Женщины, работающие в такси, тоже встречаются. За все время ко мне приезжали четыре такие водительницы. На одну из них я "попадала" трижды – оказалось, что она живет неподалеку.
В вечернее время таксовать опасаются – боятся ограблений и насильников.
"А как клиенты реагируют на женщину за рулем?" — спрашиваю я.
"По-разному, чаще никак, к счастью. Но женщины с детьми в основном положительно. Мужчины могут обидно пошутить. Один раз клиент отказался ехать, потому что увидел за рулем меня – ну и хорошо, бог миловал от такого странного пассажира, как говорится", — охотно рассказала одна из таксисток.
Разговоры обо всем
Самая популярная тема общения – погода.
На втором месте – цены на топливо и "жизнь таксиста".
Некоторые водители, к моему изумлению, предъявляют претензии к тому, что тариф слишком низкий — когда проходит время часа пика, в котором 10-минутная поездка может стоить от 1 000 тенге и выше, и "счетчик" возвращается в норму — что ехать далеко, а денег за это они получат совсем мало. Не любят таксисты и клиентов, оплачивающих безналом – чтобы снять эти деньги, им приходится забирать деньги из кассы.
Четвертая категория – воспоминания о прошлом и взгляды на жизнь. Водители, чаще всего те, кто в возрасте, рассказывают о своем детстве и юности, как попали в Астану, как жили раньше. Пытаются дать напутствие и пожелание личного характера. Например, я не ношу обручального кольца, и мне желают поскорее выйти замуж и родить побольше детей, пока молодая, потому что "у моей бабки было шестеро, не то, что сейчас".
Еще довольно часто интересуются моей национальной принадлежностью – это потому что, садясь в машину, я здороваюсь по-казахски и могу немного поддержать разговор на государственном языке. В основном это вызывает положительный отзыв и делает водителей более доброжелательными.
Сколько зарабатывают таксисты?
Водители с большим опытом работы в таксопарках подтверждают, что конкуренция становится все выше – таксистов действительно стало больше. Но растет и число клиентов, поэтому заказов сейчас достаточно.
Таксист, особенно работающий в пиковое время, может заработать около 20-30 тысяч в день (45-80 долларов). В месяц их заработки доходят до 300 тысяч тенге (800 долларов), однако для этого водителю приходится работать по 12-14 часов в сутки. Но даже с учетом того, что определенный процент удерживает компания-оператор или таксопарк, это довольно приличная заработная плата по меркам столицы.
Те, кто занимается подработкой, признаются, что зарабатывают не так много, но денег хватает на содержание машины и другие расходы, что облегчает нагрузку на семейный бюджет.
Вторая причина – безработица. На нее жалуются пожилые водители – после 50 лет найти приличную работу с достойным заработком становится очень сложно, а физический труд уже не по силам. Пенсии хватает с трудом, еще приходится и детям помогать, и внуков побаловать хочется. Поэтому нелегкий труд "за баранкой" остается одной из немногих возможностей для быстрого заработка.