АЛМАТЫ, 2 ноя – Sputnik. С момента скандального сноса здания по адресу улица Желтоксан, 115, который вызвал волну критики жителей Алматы, прошло три года. Примерно столько же времени прошло с момента настоящей битвы вокруг рекламных билбордов, размер которых вдруг решил изменить маслихат. Все еще продолжается информационная война вокруг проекта "Кок Жайляу".
Но сейчас, в 2018 году, есть признаки того, что представители городской администрации налаживают контакт с общественностью и впускают ее неравнодушных представителей чуть ближе к городскому центру принятия решений.
Так, как уже известно, с населением готовы обсуждать реконструкцию Главного ботанического сада, а сегодня корреспондент Sputnik Казахстан стал свидетелем дискуссии о будущем нескольких центральных улиц и набережных двух рек, которые городские власти планируют реконструировать в следующем году.
На диалоговой площадке Urban Forum Kazakhstan архитекторы и дизайнеры, а также небезразличные граждане, пришедшие "инициативно", смогли сделать замечания и дать рекомендации управлению архитектуры и градостроительства. Предмет обсуждения – улицы Толе би, Жибек жолы, Казыбек би, Гоголя, а также набережные рек Есентай и Малая Алматинка.
Модернизм в розовом и гадание на кофейной гуще
Предложенный формат обсуждения прост: инициативные группы внимательно изучили имеющиеся в открытом доступе данные о реконструкции и высказали мнение в присутствии заместителя управления архитектуры и градостроительства Алмасхана Ахмеджанова, который выступил в ответ.
Дискуссия развернулась на площадке Urban Forum Kazakhstan. Ее руководитель Асель Есжанова представила детище так: "Это общественный форум, независимая площадка, целью которой является модерация непрерывного диалога между основными городскими группами: это городская администрация, горожане, экспертное сообщество".
Пришлось констатировать: диалог устанавливается не без проблем. Почти сразу стала очевидной главная загвоздка — ищущие не нашли того, чего искали. Информации для анализа оказалось недостаточно для всех без исключения экспертов.
"Мы начали изучать предложенные проекты как в Facebook, так и на официальном сайте управления архитектуры города Алматы. И сразу же было понятно, что информации там не совсем достаточно для того, чтобы высказать свое мнение", — высказалась архитектор компании Almaty Vilnius Architects Айсулу Уали и начала объяснять, что такое проектная документация и как предпроектный анализ важен, а о нем вообще ничего неизвестно.
Кроме несодержательных эскизов и куцых описаний к ним — на сайте управления и в "его же" соцсетях — ничего дельного Уали не обнаружила. Того же мнения придерживается молодой архитектор Давид Камински.
"Опубликованных материалов в принципе недостаточно, чтобы о чем-либо говорить. Это гадание на кофейной гуще", — повторил он тезис ранее высказавшейся коллеги. И на всякий случай дал рекомендации сразу широкой очередью, чтобы попасть в теоретические, из-за недостатка информации, акиматовские ошибки наверняка.
Так, он призвал пополнять списки памятников архитектуры, внимательно изучив дома на ремонтируемых улицах. Тут же Камински проиллюстрировал свои слова фотографиями советского периода зданий, раскрашенных с чьей-то легкой руки, но уже в наше время, красками всех цветов радуги.
"Здание по улице Гоголя между проспектом Назарбаева и улицей Кунаева. Прекрасный пример здания в стиле модернизма, отделанного ракушечником. Он просто оказался покрашенным в розовый цвет, наверное, просто потому, что ракушечник розовый, значит, нужна розовая краска", — прокомментировал архитектор показанную на слайде фотографию.
Выяснилось, архитектору не нравятся и поздние пристройки к старым зданиям, кондиционеры на фасадах, а двускатные крыши, установленные самопалом на модернистские здания с плоским "верхом" – это дурной тон, и портит всю задумку создателей, считает архитектор.
Выступали примерно в том же ключе и другие. Наконец, соучредитель Urban Forum Kazakhstan Адиль Нурмаков рассказал о "документе с предложениями", все-таки составленном для управления архитектуры, и резюмировал: "Документ, который вы можете получить или увидеть на нашем сайте – на 80% это запросы на информацию, чтобы, получив ее, можно было бы сделать какой-то вывод".
Другими словами, вместо рекомендаций эксперты подготовили вопросы.
Признание ошибки и паркинги
Заместитель управления архитектуры и градостроительства Алмасхан Ахмеджанов высказал мнение об услышанном.
"Я послушал спикеров, которые сейчас выступали. Но мне бы хотелось побольше конкретики", — сказал он, и вроде бы замкнул тем самым логическую спираль: независимые эксперты просили конкретики, чиновник попросил конкретики у них.
И тут же чиновник признал недоработки.
"Ваше замечание принимается. Мы этот вопрос исправим. Разместим более полную информацию на нашем сайте", — пообещал он Адилю Нурмакову.
"Нам тоже небезразлично состояние города. Основная задача наша – обеспечить комфортное проживание населения, не только создать эстетический образ, но чтобы людям было здесь комфортно. Поэтому мы учитываем и мнения автомобилистов, и мнения велосипедного сообщества, учитываем мнения горожан-пешеходов", — добавил заместитель руководителя управления.
"Мы представляем интересы малого и среднего бизнеса. К сожалению, на текущий момент они полностью игнорируется. Малый и средний бизнес в Алматы сейчас умирает. Я представляю интересы порядка 300 предпринимателей. Обращался в акимат, во все службы обращался… органы архитектуры и градостроительства, встречался с руководством управления транспорта и коммуникаций. На текущий момент, к сожалению, именно с этими подразделениями диалог не получился. Мы обращались письменно. На наш письменный запрос никто не ответил", — взволнованно рассказал Жаркенов.
"Вас интересует вопрос паркингов, правильно?" – перебил длинное вступление руководитель управления.
"Да. У нас два вопроса – первый вопрос насчет паркингов, а второй насчет вывесок (…). Как вы знаете, есть ТОО "Генплан", которое проводит проверки, на основании чего выставляются штрафы предпринимателям", — продолжил Жаркенов.
По его словам, выручка многих бизнесменов упала, у некоторых – катастрофически, часть из них закрывает бизнес.
Пробившийся к спикеру Тимур Жаркенов выразил надежду на продолжение диалога и поиск компромисса между необходимостью ходить по тротуарам и желанием без проблем парковаться у магазинов, парикмахерских и кафе.
Ближе к концу выступления руководитель управления архитектуры и градостроительства пообещал принять во внимание все замечания и рекомендации независимых экспертов. "В рамках законодательства", оговорился он, но собравшихся архитекторов и дизайнеров, кажется, обнадежил.