По ту сторону: кто оформляет казахстанцам пенсии и пособия?

© Photo : Госкорпорация "Правительство для граждан"Сотрудницы Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
Сотрудницы Колл-центра госкорпорации Правительство для граждан - Sputnik Казахстан
Подписаться
Ежегодно тысячи казахстанцев обращаются в госорганы по поводу изменения своего социального статуса: кто-то выходит на пенсию, кому-то положены пособия. Как происходит этот процесс и кто отвечает за то, чтобы деньги были начислены правильно и вовремя, читайте в материале Sputnik Казахстан.

АСТАНА, 26 окт — Sputnik. День социального работника отмечается в Казахстане в последнее воскресенье октября уже семь лет подряд. Этот праздник посвящен тем, кто работает с людьми, помогая решить проблемные вопросы и обеспечивая законную поддержку.

В первую очередь, речь идет об уязвимых слоях населения — малообеспеченных гражданах, людях с ограниченными возможностями и пенсионерах. Поэтому этот праздник ассоциируется с госкорпорацией "Правительство для граждан", бойцы видимого (ЦОНы) и невидимого (бэк-офис) фронтов которого трудятся на благо казахстанцев.

Почти 2,5 тысячи человек в Центральном филиале и в региональных филиалах государственной корпорации "Правительство для граждан" занимаются расчетом и начислением социальных и пенсионных выплат, обработкой платежных поручений, оказанием консультаций населению и другими, не менее важными социальными вопросами.

© Photo : Госкорпорация "Правительство для граждан"Сотрудницы Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
Сотрудницы Колл-центра госкорпорации Правительство для граждан - Sputnik Казахстан
Сотрудницы Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"

Бойцы невидимого фронта

Важная для казахстанцев дата — апрель 2016 года. "Правительство для граждан" объединило четыре республиканских государственных предприятия — Центры обслуживания населения (ЦОН), Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП), Центры по обследованию недвижимости (ЦПН) и Научно-производственные центры земельного кадастра (НПЦЗем).

Как это отразилось на жизни казахстанцев? ГЦВП как раз принимал и оформлял документы на выплату пенсий и пособий. Хотя это происходило совсем недавно, не многие помнят, что работала эта организация так: до обеда нужно было отстоять приличную очередь и успеть сдать "в окошко" стопку документов в бумажном виде (и всегда не хватало то одной ксерокопии, то другой). После чего тот же специалист занимался обработкой документов и "формированием макетов".

После объединения люди обращаются только в ЦОНы — шесть дней в неделю с утра до позднего вечера, в удобное для себя время, или не приходить вовсе, воспользовавшись электронной подачей документов.

Обработкой занимаются специалисты бэк-офиса. Времени на эту работу теперь уходит гораздо меньше, благодаря интеграции — доступу к базам других структур. Как это происходит, Sputnik Казахстан рассказали сотрудники "тыла" госкорпорации.

© Photo : Госкорпорация "Правительство для граждан"Сотрудницы Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
Сотрудницы Колл-центра госкорпорации Правительство для граждан - Sputnik Казахстан
Сотрудницы Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"

Обработать 75 тысяч документов за день? Легко!

Перечисление пенсий и пособий из средств республиканского бюджета, а также соцвыплат из госфонда соцстрахования — одна из задач Госкопорации.

"В среднем в месяц на счета государственной корпорации поступают и обрабатываются более 1,5 миллиона документов на сумму более 300 миллиардов тенге. В среднем в день эта цифра составляет свыше 75 тысяч документов на сумму свыше 14 миллиардов тенге", — рассказала Жумагуль Абсаттарова, главный специалист в управлении отчетности по монетарным операциям Центрального филиала "Правительства для граждан".

© Photo : Госкорпорация "Правительство для граждан"Жумагуль Абсаттарова, главный специалист в Управлении отчетности по монетарным операциям Центрального филиала НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан"
Жумагуль Абсаттарова, главный специалист в Управлении отчетности по монетарным операциям Центрального филиала НАО Государственная корпорация Правительство для граждан - Sputnik Казахстан
Жумагуль Абсаттарова, главный специалист в Управлении отчетности по монетарным операциям Центрального филиала НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан"

Только в этом году со счетов Госкорпорации на счета в банки второго уровня и АО "Казпочта" было перечислено пенсий, пособий и компенсаций на 1,9 триллиона тенге.

"Сегодня мы обеспечиваем выплату солидарной и базовой пенсионных выплат и 40 видов пособий, обеспечиваем централизованную обработку данных, связанных с перечислением обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, медицинских отчислений и взносов. Ежемесячно производится более 6,5 миллиона выплат", — указывает специалист.

Стоит напомнить, что сейчас казахстанцы могут получить выплаты, обслуживаясь в любом банке Казахстана. Но еще несколько лет назад для этого пришлось бы в обязательном порядке стать клиентом "Народного банка" или обращаться в "Казпочту".

Работать с таким огромным потоком документов, не допуская ошибок, специалистам помогают современные интегрированные вычислительные системы и программное обеспечение.

При этом Госкорпорация использует высокоскоростные средства электронной связи и отслеживает работу в любой момент времени в любом регионе страны.

Наша централизованная база данных аккумулирует основную структурную информацию по всем проживающим в стране пенсионерам и получателям пособий. Персонифицированный учет включает в себя информацию о видах и размерах социальных выплат, стаже работы, социальном статусе, месте проживания и ряд других данных", — подчеркивает Абсаттарова.

В то же время продолжается работа с ведомствами по дальнейшей интеграции систем.

Кто управляет пенсиями?

Администрированием накопительной пенсионной системы Казахстана также занимаются специалисты "Правительства для граждан".

"На наше управление возложено администрирование и совершенствование персонифицированного учета обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов. В том числе именно мы занимаемся возвратом ошибочно перечисленных пенсионных взносов, а также обеспечиваем гарантии государства получателям пенсионных выплат по сохранности их перечислений в ЕНПФ в размере фактически внесенных средств с учетом уровня инфляции", — поясняет главный специалист Центрального филиала госкорпорации Динара Кахарманова.

© Photo : Госкорпорация "Правительство для граждан"Динара Кахарманова Главный специалист Управления администрирования накопительной пенсионной системы Центрального филиала НАО "Госкорпорация "Правительство для граждан"
Динара Кахарманова Главный специалист Управления администрирования накопительной пенсионной системы Центрального филиала  НАО Госкорпорация Правительство для граждан - Sputnik Казахстан
Динара Кахарманова Главный специалист Управления администрирования накопительной пенсионной системы Центрального филиала НАО "Госкорпорация "Правительство для граждан"

Кроме того, это подразделение помогает бывшим казахстанцам, получившим гражданство в других странах, получить информацию об их пенсионных отчислениях за время проживания в Казахстане. Однако эта услуга пока оказывается "по старинке".

"Только в этом году мы получили более 3 000 запросов от бывших соотечественников. Обычно это люди, которые уже выходят на пенсию за границей и им необходимы данные о рабочем стаже и совершенных ими перечислениях. Каждое письмо отправляется только в бумажном виде — на его отправку, получение, обработку и предоставление ответа уходит много времени. Очень хотелось бы иметь общую базу по пенсионерам с другими странами, хотя бы в рамках ЕАЭС", — отмечает специалист.

Проактивно — эффективно! Как оказывают такие услуги?

На сегодняшний день процесс оказания услуг по назначению пенсий и пособий практически полностью автоматизирован. Казахстанцам уже не нужно предоставлять весь пакет документов, необходимая информация собирается из баз данных уполномоченных органов, которая постоянно совершенствуется, обновляется и дополняется.

Этой работой занимается управление трансфертов и актуализации баз данных по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения.

"Наша работа позволила оптимизировать 14 услуг в социальной сфере. К примеру, чтобы получить пенсионные выплаты, достаточно представить всего один документ. А также внедрить проактивное оказание услуг, которым мы по праву гордимся — когда гражданин без каких-либо запросов получает уже готовый результат с уведомлением, сформированный государством автоматически", — отмечает главный специалист Карлыгаш Нагашбекова.

© Photo : Госкорпорация "Правительство для граждан"Карлыгаш Нагашбекова
Карлыгаш Нагашбекова - Sputnik Казахстан
Карлыгаш Нагашбекова

С 2016 года женщины проактивно получают пособия по рождению и по уходу за ребенком. В этом году внедряется "автоматическое" назначение пенсионных выплат.

С 2019 года к ним добавятся услуги по установлению инвалидности, назначению государственного социального пособия и социальной выплаты на случай потери кормильца, а также назначение пособий многодетным матерям, награжденных подвесками "Алтын алқа" и "Күміс алқа".

Для получения проактивной услуги казахстанцу достаточно иметь зарегистрированный номер мобильного телефона, на который при наступлении перечисленных жизненных ситуаций придет SMS-сообщение с инструкцией, на которое необходимо ответить. В противном случае услуга оказана не будет, и для ее активизации гражданину придется обратиться в Госкорпорацию.

Еще одна услуга, о которой стоит упомянуть — предварительная консультация будущего пенсионера. Приближающиеся к пенсионному возрасту — 58 лет для женщин и 63 для мужчин, за два месяца до дня рождения могут получить всю интересующую их информацию и проверить документы для назначения пенсионных выплат. С начала года уже оказано порядка 37 тысяч таких консультаций.

© Photo : Госкорпорация "Правительство для граждан"Сотрудницы Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
Сотрудницы Колл-центра госкорпорации Правительство для граждан - Sputnik Казахстан
1/6
Сотрудницы Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
© Photo : Госкорпорация "Правительство для граждан"Сотрудницы Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
Сотрудницы Колл-центра госкорпорации Правительство для граждан - Sputnik Казахстан
2/6
Сотрудницы Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
© Photo : Госкорпорация "Правительство для граждан"Специалисты Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
Сотрудницы Колл-центра госкорпорации Правительство для граждан - Sputnik Казахстан
3/6
Специалисты Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
© Photo : Госкорпорация "Правительство для граждан"Специалисты Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
Специалисты Колл-центра госкорпорации Правительство для граждан - Sputnik Казахстан
4/6
Специалисты Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
© Photo : Госкорпорация "Правительство для граждан"Специалисты Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
Специалисты Колл-центра госкорпорации Правительство для граждан - Sputnik Казахстан
5/6
Специалисты Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
© Photo : Госкорпорация "Правительство для граждан"Гульжан Кенжебаева ведущий специалист колл-центра 1411
Гульжан Кенжебаева ведущий специалист колл-центра 1411 - Sputnik Казахстан
6/6
Гульжан Кенжебаева ведущий специалист колл-центра 1411
1/6
Сотрудницы Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
2/6
Сотрудницы Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
3/6
Специалисты Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
4/6
Специалисты Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
5/6
Специалисты Колл-центра госкорпорации "Правительство для граждан"
6/6
Гульжан Кенжебаева ведущий специалист колл-центра 1411
Лента новостей
0