АСТАНА, 26 окт — Sputnik. День социального работника отмечается в Казахстане в последнее воскресенье октября уже семь лет подряд. Этот праздник посвящен тем, кто работает с людьми, помогая решить проблемные вопросы и обеспечивая законную поддержку.
В первую очередь, речь идет об уязвимых слоях населения — малообеспеченных гражданах, людях с ограниченными возможностями и пенсионерах. Поэтому этот праздник ассоциируется с госкорпорацией "Правительство для граждан", бойцы видимого (ЦОНы) и невидимого (бэк-офис) фронтов которого трудятся на благо казахстанцев.
Почти 2,5 тысячи человек в Центральном филиале и в региональных филиалах государственной корпорации "Правительство для граждан" занимаются расчетом и начислением социальных и пенсионных выплат, обработкой платежных поручений, оказанием консультаций населению и другими, не менее важными социальными вопросами.
Бойцы невидимого фронта
Важная для казахстанцев дата — апрель 2016 года. "Правительство для граждан" объединило четыре республиканских государственных предприятия — Центры обслуживания населения (ЦОН), Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП), Центры по обследованию недвижимости (ЦПН) и Научно-производственные центры земельного кадастра (НПЦЗем).
Как это отразилось на жизни казахстанцев? ГЦВП как раз принимал и оформлял документы на выплату пенсий и пособий. Хотя это происходило совсем недавно, не многие помнят, что работала эта организация так: до обеда нужно было отстоять приличную очередь и успеть сдать "в окошко" стопку документов в бумажном виде (и всегда не хватало то одной ксерокопии, то другой). После чего тот же специалист занимался обработкой документов и "формированием макетов".
После объединения люди обращаются только в ЦОНы — шесть дней в неделю с утра до позднего вечера, в удобное для себя время, или не приходить вовсе, воспользовавшись электронной подачей документов.
Обработкой занимаются специалисты бэк-офиса. Времени на эту работу теперь уходит гораздо меньше, благодаря интеграции — доступу к базам других структур. Как это происходит, Sputnik Казахстан рассказали сотрудники "тыла" госкорпорации.
Обработать 75 тысяч документов за день? Легко!
Перечисление пенсий и пособий из средств республиканского бюджета, а также соцвыплат из госфонда соцстрахования — одна из задач Госкопорации.
"В среднем в месяц на счета государственной корпорации поступают и обрабатываются более 1,5 миллиона документов на сумму более 300 миллиардов тенге. В среднем в день эта цифра составляет свыше 75 тысяч документов на сумму свыше 14 миллиардов тенге", — рассказала Жумагуль Абсаттарова, главный специалист в управлении отчетности по монетарным операциям Центрального филиала "Правительства для граждан".
Только в этом году со счетов Госкорпорации на счета в банки второго уровня и АО "Казпочта" было перечислено пенсий, пособий и компенсаций на 1,9 триллиона тенге.
"Сегодня мы обеспечиваем выплату солидарной и базовой пенсионных выплат и 40 видов пособий, обеспечиваем централизованную обработку данных, связанных с перечислением обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, медицинских отчислений и взносов. Ежемесячно производится более 6,5 миллиона выплат", — указывает специалист.
Стоит напомнить, что сейчас казахстанцы могут получить выплаты, обслуживаясь в любом банке Казахстана. Но еще несколько лет назад для этого пришлось бы в обязательном порядке стать клиентом "Народного банка" или обращаться в "Казпочту".
Работать с таким огромным потоком документов, не допуская ошибок, специалистам помогают современные интегрированные вычислительные системы и программное обеспечение.
При этом Госкорпорация использует высокоскоростные средства электронной связи и отслеживает работу в любой момент времени в любом регионе страны.
Наша централизованная база данных аккумулирует основную структурную информацию по всем проживающим в стране пенсионерам и получателям пособий. Персонифицированный учет включает в себя информацию о видах и размерах социальных выплат, стаже работы, социальном статусе, месте проживания и ряд других данных", — подчеркивает Абсаттарова.
В то же время продолжается работа с ведомствами по дальнейшей интеграции систем.
Кто управляет пенсиями?
Администрированием накопительной пенсионной системы Казахстана также занимаются специалисты "Правительства для граждан".
"На наше управление возложено администрирование и совершенствование персонифицированного учета обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов. В том числе именно мы занимаемся возвратом ошибочно перечисленных пенсионных взносов, а также обеспечиваем гарантии государства получателям пенсионных выплат по сохранности их перечислений в ЕНПФ в размере фактически внесенных средств с учетом уровня инфляции", — поясняет главный специалист Центрального филиала госкорпорации Динара Кахарманова.
Кроме того, это подразделение помогает бывшим казахстанцам, получившим гражданство в других странах, получить информацию об их пенсионных отчислениях за время проживания в Казахстане. Однако эта услуга пока оказывается "по старинке".
"Только в этом году мы получили более 3 000 запросов от бывших соотечественников. Обычно это люди, которые уже выходят на пенсию за границей и им необходимы данные о рабочем стаже и совершенных ими перечислениях. Каждое письмо отправляется только в бумажном виде — на его отправку, получение, обработку и предоставление ответа уходит много времени. Очень хотелось бы иметь общую базу по пенсионерам с другими странами, хотя бы в рамках ЕАЭС", — отмечает специалист.
Проактивно — эффективно! Как оказывают такие услуги?
На сегодняшний день процесс оказания услуг по назначению пенсий и пособий практически полностью автоматизирован. Казахстанцам уже не нужно предоставлять весь пакет документов, необходимая информация собирается из баз данных уполномоченных органов, которая постоянно совершенствуется, обновляется и дополняется.
Этой работой занимается управление трансфертов и актуализации баз данных по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения.
"Наша работа позволила оптимизировать 14 услуг в социальной сфере. К примеру, чтобы получить пенсионные выплаты, достаточно представить всего один документ. А также внедрить проактивное оказание услуг, которым мы по праву гордимся — когда гражданин без каких-либо запросов получает уже готовый результат с уведомлением, сформированный государством автоматически", — отмечает главный специалист Карлыгаш Нагашбекова.
С 2016 года женщины проактивно получают пособия по рождению и по уходу за ребенком. В этом году внедряется "автоматическое" назначение пенсионных выплат.
С 2019 года к ним добавятся услуги по установлению инвалидности, назначению государственного социального пособия и социальной выплаты на случай потери кормильца, а также назначение пособий многодетным матерям, награжденных подвесками "Алтын алқа" и "Күміс алқа".
Для получения проактивной услуги казахстанцу достаточно иметь зарегистрированный номер мобильного телефона, на который при наступлении перечисленных жизненных ситуаций придет SMS-сообщение с инструкцией, на которое необходимо ответить. В противном случае услуга оказана не будет, и для ее активизации гражданину придется обратиться в Госкорпорацию.
Еще одна услуга, о которой стоит упомянуть — предварительная консультация будущего пенсионера. Приближающиеся к пенсионному возрасту — 58 лет для женщин и 63 для мужчин, за два месяца до дня рождения могут получить всю интересующую их информацию и проверить документы для назначения пенсионных выплат. С начала года уже оказано порядка 37 тысяч таких консультаций.