АСТАНА, 23 окт — Sputnik, Ксения Воронина. В этом году у казахстанских школьников из Астаны, Алматы и Караганды появилась возможность легально получить дистанционное, или как его называют "семейное", образование благодаря специально разработанной программе на базе столичной школы-лицея №22.
Что такое "семейное образование"
Семейное образование позволяет родителям самостоятельно организовать учебный процесс для ребенка и освоить школьную программу.
Учитель придумала оригинальный способ оценки школьников и прославилась на весь мир
Не было и соответствующих программ, которые позволили бы ребенку осваивать учебный план, а учителям — оценивать знания такого ребенка. Однако необходимость на законодательном уровне регламентировать альтернативное обучение для казахстанских детей назрела давно.
Возможно, проект Веры Садыковой по дистанционному образованию станет первой ласточкой для поправок в закон.
Кому подходит анскулинг
Дистанционное обучение в первую очередь направлено на "занятых" детей — спортсменов, музыкантов. Этот вид обучения выбирают и люди, которым приходится много путешествовать вместе с детьми или временно жить за границей. Программа позволяет оптимизировать учебный процесс, давая возможность более эффективно использовать время.
Девочки в хиджабах: как решают вопрос в школах Астаны
Дочь Веры, Миллата, занимается волейболом. Чтобы помочь дочери, Садыкова, профессиональный коуч и спортивный психолог, стала искать возможности для домашнего обучения.
"Я стала искать, что есть в Казахстане — оказалось, что ничего нет. Ближайшее — в России. А у нас такое обучение не запрещено, но и не разрешено. Через приятелей познакомилась с заместителем директора по научно-методической работе школы-гимназии №22 Куралай Жауке. Она загорелась этой идеей, решила, что это полезно и нужно детям. При поддержке директора мы разработали проект дистанционного образования на платформе Moodle. В августе защитили проект "SVободны от школы" (SОШ) на научном совете и его одобрили как эксперимент на базе двадцать второй гимназии", — указала Садыкова.
Российский опыт
Садыкова отмечает, что при составлении программы пристально рассматривался российский опыт.
Отметим, что 3 ноября в Астане пройдет первый родительский форум, на котором ожидаются гости из России — выступят известный деятель искусств, скрипач и педагог Михаил Казиник, авторитетный психолог и лауреат премии президента РФ в области образования Людмила Петрановская, президент Ассоциации развития семейного образования (АРСО) Алексей Семенычев.
Как происходит обучение вне школы
На платформе Moodle ребенок получает личный кабинет. Здесь выложен календарный план, который ребенок должен освоить вместе с родителями, и что ученик должен усвоить — знать и уметь. Эта часть учебного процесса лежит в зоне ответственности родителей.
Учебный процесс контролируется учителями — за это отвечают педагоги гимназии.
"Осваивать программу с ребенком может родитель или репетитор. Кроме того, мы даем доступ к онлайн-курсу. Мы с ними подписали соглашение с учителями, которые будут вести минимальный пакет уроков, который закроет базовые знания ребенка. Если родителю кажется, что этого недостаточно, он может добирать уроки у этих учителей", — поясняет Садыкова.
Пройдя раздел учебной программы, ребенок получает баллы, для этого ему нужно сдать СОР. В конце четверти сдается СОЧ.
"Ребенок заполняет СОРы в системе, учитель их проверяет. Это суммативная оценка за раздел. Когда мы говорим об оценке за четверть, родитель должен обеспечить видеозапись, на которой ребенок отвечает или пишет работу по СОЧам. Условие, что родителя не должно быть в кадре, он не должен подсказывать, ребенок все делает сам", — рассказывает спикер.
В школу ребенку приходить не нужно, все делается дистанционно.
Кому не подходит учеба на дому
Чтобы понять, насколько конкретной семье подходит такой вид обучения, можно пройти тест на сайте проекта shkolynet.net и оценить свои силы и возможности.
Совершенно точно учеба не подходит людям, у которых нет технической возможности обеспечить ребенку доступ в интернет через компьютер.
А также людям, которые испытывают трудности с планированием.
Как поступить в "не-школу"
В первую очередь, стоит отметить, что обучение — платное, 25 тысяч тенге в месяц. Ограничений по числу учеников нет, но в настоящее время документы принимаются от жителей трех городов.
Чтобы поступить, необходимо заполнить заявку на сайте проекта. Если ребенок попал в утвержденный список, родитель пишет заявление на имя директора школы-гимназии №22 и заключает договор со школой и с компанией "Центр системных технологий", которая оказывает техническую поддержку учебной платформы.
Затем родитель получает прикрепительный талон, обращается в школу, где ребенок учится в настоящее время, забирает там документы, сканирует и отправляет в электронном виде в 22-ю школу. После чего ребенок получает доступ к Moodle.
"Все просто, но есть жесткие условия в договоре, что родитель несет ответственность. Если мы видим в системе, что ребенок не занимается, не показывает движений по работе, школа имеет право в одностороннем порядке "отчислить" ребенка", — предупреждает руководитель проекта.
Учащиеся каких классов могут обучаться дистанционно
Со второй четверти на обучение принимают учащихся 1-4-х классов. С третьей четверти откроют доступ для учащихся 5-8-х классов, которым при поступлении необходимо предоставить табели за 1-ю и 2-ю четверть.
Как выглядит распорядок дня ребенка на домашнем обучении
Чтобы у родителей было представление о том, чем занимается ребенок в течение дня, она ведет блог в Instagram.
Создатели проекта считают, что учеба должна быть увлекательным процессом, доставляющим ребенку настоящее удовольствие и оставляющее время на творчество и саморазвитие. Анскулинг — одна из таких возможностей. Однако эта форма обучения требует большой ответственности и внимания со стороны родителей.