Астана – город "карьерной миграции". Люди переезжают сюда со всего Казахстана и других стран и остаются без "шаговой доступности" и поддержки бабушек-дедушек и других родственников, которые могли бы подсобить с детьми. Да и старшее поколение после поднятия пенсионного возраста и из-за размеров самих пенсий не спешит бросать работу и заниматься внуками, справедливости ради и не должны – своих детей они вырастили (об этом, кстати, недавно писала моя коллега).
Такое ощущение, что эта проблема – слепое пятно в системе образования. При этом в Казахстане хотят пойти еще дальше и в ближайшем будущем по примеру запада запретить оставлять без присмотра детей младше 12 лет.
Спросив столичных родителей в крупном сообществе в соцсетях, хочу поделиться опытом людей, уже переживших первые годы учебы детей без поддержки других родственников.
1. Уйти с работы
Самым распространенным решением проблемы стал уход с работы одного из родителей или переход на фриланс или гибкий график. Статистически жертвовать карьерой приходится женщинам – их работа считается менее важной, более низкооплачиваемой. К слову, существующий в Казахстане 30%-ый гендерный разрыв в зарплатах связан как раз с этим порочным кругом.
14 детей из одной семьи пошли в школу — видео
Некоторые семьи к первому классу старшего отпрыска решают завести младшего ребенка. За время декрета и отпуска по уходу за младенцем женщина занимается старшим школьником. А затем уже взрослый первенец водит младшего сиблинга в школу и из школы.
2. "Отдать на аутсорс"
Если проблему можно решить деньгами, то это уже не проблема, это – расходы, гласит народная мудрость.
Если родители не хотят уходить с работы, то им придется зарабатывать больше, чтобы потратиться на дополнительные опции:
— нанять няню, которая будет встречать ребенка из школы, приводить домой, кормить обедами, водить по кружкам и находиться со школьником до возвращения родителей. Услуга такой няни может обойтись от 50 и выше тысяч тенге. Некоторые договариваются с соседями или неработающими родителями одноклассников;
— частные школы полного дня: средняя стоимость такого "пансиона" в районе 100 тысяч тенге;
— детское такси и школьный автобус снимают с родителей головную боль по поводу трансфера детей.
Учениц в хиджабах не пустили в школу — чем закончился конфликт
Например, в Астане работает "Первое женское такси". Стоимость одного рейса на ребенка – 800 тенге. 20 рейсов в месяц (каждый будний день в одну сторону) обойдутся в 16 000 тенге. В оба конца, соответственно, — 32 тысячи тенге.
Школьный автобус предоставляет свои услуги за 20 тысяч в месяц в оба конца (здесь есть видео так называемых "скулбасов").
3. Ребенок с ключом на шее
Несколько родителей рассказали, что ребенок ходит в школу и обратно самостоятельно или вместе с другими детьми, а затем остаток дня проводит дома в одиночестве. Взрослые стучат по дереву, чтобы ничего не случилось, потому что другого выхода пока нет.
В такой ситуации в случае любого инцидента в отсутствие взрослых родителям ребенка может грозить административная или уголовная ответственность.
А как у них?
Стоит отметить, что ситуация в Казахстане не уникальная. И похожая "головная боль" знакома родителям и в других странах мира.
В казахстанских школах нет официальной "продленки", могут быть внеучебные занятия, которые длятся максимум до 15:00. В российских школах группы продленного дня существуют, но они не обязательны, поэтому есть не везде. Начинается с 12:00 и длится до 18:00, включает обед, самостоятельное выполнение домашнего задания, игры и активности. В среднем продленка в московских школах обходится в 1 000-6 500 рублей (от 5 до 32 тысяч тенге) в месяц. Обед оплачивается отдельно.
Школьник развешивал объявления, чтобы помочь маме — трогательная история
Представители финской системы образования, признанной одной из лучших и гуманных в мире, рассказывают, что после учебных занятий дети могут в школе заниматься спортом или другими активностями. Все это длится примерно до 15:00. Отмечая, что рабочий день в Финляндии заканчивается в среднем в 17:00.
Выходит, что универсального решения в Казахстане нет, каждый выбирает условия, подходящие только ему. У нашей семьи остался год, чтобы сделать свой выбор. Возможно, следующей осенью я о нем расскажу.