ПЕТРОПАВЛОВСК, 26 авг — Sputnik, Елена Бережная. У североказахстанского поэта, публициста и педагога Василия Коноплева необычное хобби – он занимается поиском и подробным описанием памятников Александру Пушкину, разбросанных по всему миру. В его необычной "коллекции" — сотня посещенных памятников.
За многие годы в домашней библиотеке Коноплева накопилось более 300 томов различной тематики, объединенных именем великого поэта. Среди них и огромные фолианты весом в несколько килограммов, и миниатюрные издания размером в несколько миллиметров.
Когда Коноплев женился, то поехал со своей молодой женой в свадебное путешествие по пушкинским местам — в Санкт-Петербург и город Пушкин, где некогда располагался Царскосельский лицей. И с годами интерес к Пушкину у Василия Коноплева не угас, более того – он увлекся еще и "коллекционированием" памятников Пушкину, их поиском и описанием.
Я памятник ему нашел…
"Все началось с того, что в Петропавловске были установлены два памятника поэту: бюст перед картинной галереей и монумент "Абай-Пушкин" перед областным акиматом, — вспоминает пушкинист. — А вот первый пушкинский памятник, установленный более полувека назад в городском парке, в тот же период был варварски уничтожен. Гипсобетонное изваяние несколько десятков лет простояло на центральной, писательской, аллее по соседству с такими же скульптурами Лермонтова, Горького, Некрасова, Чернышевского, но по решению местных властей все они, к величайшему сожалению горожан, исчезли. Тогда я задался целью узнать историю появления в нашем городе первого пушкинского изваяния".
И исследования увенчались успехом. Василий Коноплев узнал, что автор этого памятника Пушкину – скульптор Аполлон Мануйлов.
"Подобные садово-парковые изваяния из гипса и бетона я нашел благодаря интернету, они устанавливались во многих городах Советского Союза и до сих благополучно сохранились в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, и только у нас памятник почему-то не пришелся по вкусу властям, — говорит Василий Георгиевич. — А автор того памятника Пушкину — известный скульптор советской эпохи Аполлон Мануйлов (он же является создателем памятников Гоголю и Грибоедову в Москве). Оказывается, это свое произведение, посвященное Александру Сергеевичу, скульптор Мануйлов выставил в 1939 году на конкурс по установке памятника Пушкину в Ленинграде. Его вариант был отмечен среди других, но конкурс остался незавершенным. Этот же конкурс повторили в 1950-х годах, в результате чего был установлен на площади Искусств памятник Пушкину скульптора Аникушина, ставший впоследствии символом северной столицы России. А памятник в исполнении Мануйлова был поощрен тем, что его растиражировали и распространили как массовую модель по всему Союзу. Вот как эта скульптура оказалась и у нас в Петропавловске".
Когда Коноплев занимался разысканием имени автора уничтоженного памятника, то обнаружил, что еще более чем в 750 городах мира установлены пушкинские монументы.
"Я списался с пушкинистами, интересующимися этой темой, и с тех пор готовлю к изданию фотоальбом с изображениями Пушкина в бронзе и мраморе. Описываемые памятники я обязательно посещаю сам", — отмечает Василий Коноплев.
И таких памятников уже набралась целая сотня. Был Коноплев на Украине, где Пушкину установлено около 200 монументов. То недолгое время, когда молодой коллежский секретарь Александр Пушкин проезжал через Украину, направляясь на службу в Бессарабию, подробно изучено и заботливо увековечено в названиях улиц, театров, музеев и, конечно же, в виде постаментов и скульптур. Что очень трогательно — украинские памятники поэту зачастую устанавливались на пожертвования горожан и в местах, порой удаленных от пути следования поэта в Южную ссылку. Еще один интересный факт: на многих украинских постаментах надпись гласит "О.С. Пушкин", ведь по-украински имя поэта произносится Олександр.
"По моим данным, в Львовской области было установлено пять памятников Пушкину, — отмечает Василий Георгиевич. – Их разысканием я и занимался в свободное от процедур время, когда находился там на курорте".
Отыскал Коноплев почти все пушкинские памятники в Москве и Санкт-Петербурге, посетил монументы в Томске, Екатеринбурге, Ишиме, Омске.
Пушкин с американским акцентом
Побывал он и возле памятников "американскому" Пушкину…
"Моя дочь окончила Вашингтонский университет, — рассказывает Василий Георгиевич. – Несколько раз мы с супругой навещали ее в США, и вместе объехали те штаты, где установлен "американский" Пушкин".
Среди американских памятников, посещенных Коноплевыми, — и красивый трехметровый монумент в Вашингтоне (кстати, дар московской мэрии американской столице), и бюст русскому поэту в городе Джексон штата Нью-Джерси, и новый памятник Пушкину в провинциальном городке Монро.
"А недавно в Лос-Анджелесе на горе в районе Беверли-Хилз был установлен еще один памятник — "Реквием по Пушкину", — говорит Коноплев. — Автор скульптурной композиции — Григорий Потоцкий. Ничего подобного, связанного с именем Александра Сергеевича, я не только не видел, но и даже не предполагал, что такое возможно. Представьте себе парящего ангела (или музу). Своими крылами это неземное существо опирается на полукруг, похожий на подкову. Вместе подкова и крылья представляют изломанное кольцо. Круг ли судьбы, творчества ли, или двух ипостасей — земного и небесного существования. В левой руке у сдерживаемой земным притяжением Музы – венок. А дальше – страшное. В венке голова поэта. Не бюст, а голова. Одним словом — реквием по Пушкину".
И жить ему в Окияне-море…
В "коллекции" Коноплева не только наземные памятники, но и удивительные скульптуры, спрятанные на дне морском. Исследователь рассказывает о существовании подводных памятников Пушкину на дне Черного моря в Крыму, около села Тарханкут и скульптуре в Республике Беларусь, в озере Нарычь. А еще Коноплеву удалось запечатлеть пушкинские скульптуры из песка, созданные на Фестивале песчаных скульптур в Санкт-Петербурге.
По сложившейся традиции, где бы ни бывал Василий Коноплев, если в той местности имеется памятник Пушкину, он обязательно найдет время прийти и поклониться Александру Сергеевичу. И, конечно, занести фото памятника в свой пушкинский список.
Увлечение, связанное с коллекционированием изображений памятников и систематизацией монументов, посвященных Пушкину, давно стало неотъемлемой частью его жизни. Благодаря этому хобби у Коноплева появились друзья и сподвижники из других городов зарубежья, а Общество имени А.С.Пушкина в Нью-Йорке пригласило его в свои ряды.
И ведь до сих пор появляются новые памятники великому поэту.
"За годы уже XXI века нашему литературному гению установили более полутора сотен монументов, — отмечает исследователь. — И треть из них за пределами России. Только в Казахстане за это время появилось семь памятников, один из них — в Петропавловске. Три – в Африке. Семь – в Азии. Восемь на Американском континенте. Пятнадцать – в Европе".
Пушкин – "итальяно"
Одно из последних открытий Коноплева –"итальянский" Пушкин.
"В социальных сетях вдруг появилось изображение "итальянского" Пушкина, — вспоминает начало расследования Василий Георгиевич. — Никаких сведений о его открытии в прессу не поступало, и никто не утверждал с уверенностью, что на снимках несомненно Пушкин. Действительно, изображенный на фото "якобы Пушкин" слишком уж отдаленно напоминал известный нам образ поэта. Известно было, что бронзовая статуя расположена на частной территории дворца "Вилла сан Карло Борромео" в городке Сенаго, это севернее Милана. Симметрично установлена другая скульптура. Кому посвящена, кто автор? Время шло, ответа не находилось".
"Уже несколько лет живет и работает в Италии мой однополчанин Владимир Топоров, — продолжает Коноплев. — Неоднократно он приглашал меня в гости. И не так давно я решился, полетел, договорившись с ним предварительно, что мы обязательно посетим Сенаго".
Сказано – сделано, исколесив тысячи километров итальянских дорог, путешественники прибыли к неразгаданному памятнику…
"Ну, вроде – Пушкин, подумал я, — вспоминает Василий Георгиевич. — Пригляделся к медной дощечке. Вот те на! А на ней крупными буквами выбито "М. Аникушин". Заглянул к параллельной фигуре неизвестной персоны, а там – то же самое… Тупик… А приехали мы туда в поисках Пушкина уже во второй половине дня накануне Рождества. Бродим вокруг дворца – ни души. Нашли одну из дверей, которая поддалась нашему напору. Навстречу вышла пожилая смотрительница. Слово за слово, мы поняли, что никого, кроме нее, во дворце нет. После долгих разъяснений она поняла, что прилетел я из далекого Казахстана, и смилостивилась над нами. Это была экскурсия для троих русских… Переходя от выставки к выставке, мы, наконец, оказались в самом важном для меня зале. Смотрительница пояснила, что в 1993 году на вилле Барромео долгое время проживал Михаил Аникушин, тот знаменитый русский скульптор, чей Пушкин стоит на площади искусств в Санкт-Петербурге. Ну, мне-то не надо рассказывать о том, где установлены памятники Пушкину, придуманные Аникушиным. Я знаю, что они есть и в индийской столице Дели, и в кубинской – Гаване, и в Молдавской – Кишиневе, в Пятигорске, Томске и в Пушкинских Горах. А во дворце Карла Барромео я увидел иные бронзовые модели неосуществленных памятников Пушкину и Чехову. Когда Михаил Константинович Аникушин уезжал после отдыха в Италии, он оставил множество набросков и эскизов. Тогда же он подарил хозяевам бронзовую статуэтку, изображавшую святого Карло Борромео. После смерти Аникушина признательные итальянцы открыли постоянную выставку его работ у себя в музее. Более того, заказали из имеющихся моделей скульптуры в натуральную величину. Внутри дворца установили бронзового Карло Борромео, а перед входом в отель – двух корифеев русской литературы, Пушкина и Чехова. И в память о великом скульпторе прикрепили ко всем постаментам пластины, на которых по-латыни выгравировано "M.ANIKUSHIN". Открытие памятников проходило кулуарно, для себя. А надписи на садово-парковых скульптурах до сих пор вводят неискушенную публику в заблуждение".
Василий Коноплев признается, что горд тем, что открыл для себя и общественности еще один памятник Пушкину. А впереди, несомненно, еще много открытий!