АСТАНА, 23 авг — Sputnik. Всемирный банк приветствует меры, предпринимаемые Казахстаном по улучшению качества образования. Об этом заявила региональный директор Всемирного банка в Центральной Азии Лилия Бурунчук.
Всемирный банк отметил, что предложенные министром образования Казахстана Ерланом Сагадиевым меры направлены на повышение человеческого капитала.
Международная организация считает, что вложения в образование и развитие человеческого капитала помогут улучшить благосостояние страны, а также позволят Казахстану стать сильным государством с развитой экономикой и войти в тридцатку самых развитых стран мира.
"В недавнем докладе Всемирного банка "Обучение для реализации образовательных перспектив" мы выделили ряд главных шагов на пути к улучшению качества образования. И мы рады, что реформы и шаги, которые были обсуждены в Астане, отражают многие из предложенных нами рекомендаций", — подчеркнула Бурунчук.
Что рекомендовал Казахстану Всемирный банк?
Важным моментом банк считает инвестиции в дошкольное образование.
Исследования показывают, что каждый дополнительный доллар, вложенный в повышение качества питания и уровня дошкольных программ, принесет национальной экономике от шести до 17 долларов в будущем.
Также Казахстану необходимо повышать роль учителей, отметили во Всемирном банке.
При этом указывается, что в большинстве стран Центральной Азии, и в Казахстане в том числе, существует проблема с педагогическими кадрами. Из-за низкой зарплаты и небольших перспектив профессионального роста преподавание не считается желанной карьерой. Учителей готовят без учета их потребностей, равно как и потребностей экономики. В результате страдает качество преподавания и, следовательно, уровень подготовки учащихся. В странах региона необходимы более широкие реформы в сфере подготовки и повышения квалификации педагогов.
Как определить качество образования?
Необходима и система оценки качества образования. Без этого невозможно узнать, дают ли средства, потраченные на образование, ожидаемую отдачу.
Преподаватели зажаты в "чиновничьих тисках" — эксперт
"Национальные системы оценок качества образования в регионе и в Казахстане требуют дальнейшего совершенствования. Позитивным является тот факт, что Казахстан участвует в международных программах оценки, таких как PISA, TIMMS и Международное исследование навыков взрослых (PIAAC)", — анализирует Всемирный банк.
Приоритеты и результаты образования
По данным международной организации, в Казахстане на образование расходуется около 13,8% государственного бюджета, что в целом соответствует уровню затрат по странам ОЭСР. Однако в стране показатели результатов образования учащихся хуже, чем в странах ОЭСР.
"Это значит, что выделяемые средства расходуются неэффективно. Мировой опыт говорит, что стандарты образования можно существенно улучшить, если сделать доступность образования для всех национальным приоритетом", — указывает Всемирный банк.
В пример организация приводит Южную Корею, которая после войны в 50-е годы была бедной страной с низкой грамотностью, а уже к 1995 году стала государством со всеобщим доступом к высококачественному среднему образованию. На сегодняшний день корейская молодежь демонстрирует самые высокие показатели в международных системах оценки качества образования.
Дарига Назарбаева предложила запустить жилищную программу для учителей и врачей
Казахстан должен помнить о трендах и цифровизации
Всемирный банк напоминает, что экономики мира усиленно готовятся к грядущей глобальной цифровизации и роботизации. Для этого необходим высокий уровень человеческого капитала.
"Активные реформы в Казахстане по улучшению качества образования свидетельствуют о том, что страна находится на правильном пути", — считает Лилия Бурунчук.
Международная организация уверена, что изменения в сфере образования, включая обновление программ обучения, повышение квалификации педагогов, улучшение оснащения школ, расширение сети дошкольных учреждений и другие важные меры, принесут стране хорошие плоды.