АСТАНА, 2 авг — Sputnik, Ксения Воронина. Совсем скоро в Алматы стартует девятый по счету международный̆ фестиваль современного искусства ARTBAT FEST. Он продлится с 24 августа и до конца сентября.
Кто такой современный алматинец? Чтобы ответить на этот вопрос, участники фестиваля провели художественное исследование, итоги которого презентуют на ARTBAT FEST.
Кроме того, в международную европейскую программу ARTTECITYA вошел паблик-арт проект "Водный поток", посвященный Алматы. Его кураторами стали французский архитектор Симон Жакмин и словенский художник Мартин Брикель Барага. Последний рассказал Sputnik подробности в интервью.
- Мартин, расскажите, что из себя представляет программа ARTTECITYA?
— ARTTECITYA объединяет десять городов и девять организаций, которые работают в области городского искусства и дизайна. Каждая из них создает свои проекты. Например, французское архитектурное бюро Bellastock провело фестиваль "Временные города" недалеко от Парижа. Наш берлинский партнер — Центр искусства и урбанистики KUNSTrePUBLIK – разработал программу резиденции, когда художники из других стран могут приехать в Берлин, пожить в нем какое-то время, изучить этот город и разработать свой проект. Также мы создаем и совместные работы. Например, словенский музей MoTA и французское архитектурное бюро Bellastock были вовлечены в проект неправительственного объединения архитекторов CCEA по ревитализации центрального виадука в Праге. Мы представим совместные проекты и в Алматы.
Художников выселяют из салона в Алматы
- Нынешний ARTBAT FEST проходит под слоганом: "Фестиваль, который нужен городу". Но ведь для большинства людей современное искусство – это что-то непонятное, необычное, не всегда вызывающее позитивные эмоции. Может ли оно быть массовым, быть понятным и полезным всем, а не только эстетам, которые в нем разбираются?
— Искусство – это процесс. А любой процесс связан с элементом обучения. При создании искусства в публичных пространствах всегда имеется доля обучения аудитории и просветительской работы. Любой современный художник знает, как создать красивое яблоко или красивую аллегорию на прошлое и будущее, но современные художники потому и современные, что хотят задумываться и создавать свои работы на базе сегодняшних реалий, проблем, вопросов. И это не всегда может быть красиво. В то же время, в истории паблик арта есть много примеров, когда работа и современна, и очень красива, эстетична и понятна для широкой аудитории.
- На ваш взгляд, люди боятся нового, в частности, в искусстве?
- Тема нынешнего паблик арт проекта – "Водный поток". Почему выбор пал именно на эту стихию?
— Когда мы вместе с Симоном приехали впервые в Алматы в прошлом году, нам стало интересно понять, что отличает этот город от западных и других постсоветских городов. Мы увидели, что вода – это важный элемент в жизни города. Сеть арыков в самом городе, селезащитные ограждения в горах, горные реки – вода имеет особый статус в Алматы и собственную инфраструктуру. Именно поэтому все инсталляции, которые увидят алматинцы, так или иначе будут связаны с водой, а некоторые даже будут работать благодаря ей.
- Как проходил отбор участников проекта?
— Вместе с Симоном мы создали две работы для фестиваля. Остальных участников отбирали в два этапа: на международном открытом конкурсе на премию TESLA и на открытом конкурсе для казахстанских художников. Всего будет установлено около десяти инсталляций. Арт-группа BridA из Словении построит интерактивный мост. Итальянский художник Марко Баротти создаст музыкальную кинетическую инсталляцию "Лебеди". Работа казахстанского архитектора Асель Есжановой будет связана с ситуацией вокруг Аральского моря. Представят свой проект и известные казахстанские художники, участники прошлогодней Венецианской биеннале Елена и Виктор Воробьевы.
- Одним из фестивальных мероприятий станет симпозиум, на который приедут все участники программы ARTTECITYA. О чем вы будете говорить?
— Мы поделимся своим опытом создания проектов городского искусства и дизайна, расскажем, как можно внедрять искусство в городскую среду. Обсудим, как искусство может повлиять на жизнь города.