"Они не смогли защитить Дениса Тена. Не смогут и нас"
Полные боли, скорби и слез посты в социальных сетях. Они буквально вытеснили все другие события, вышвырнули их из лент, словно ничего больше не происходит. Словно вся страна затаила дыхание, и вот-вот остановится жизнь. Остановится также быстро и нелепо, как застыло сердце Дениса Тена.
Я прекрасно понимал, что творится сейчас в головах и душах этих прохожих. Ведь будь полицейские здесь в ту минуту… Именно полицейские, число которых в погоне за результатами в отчетах по борьбе с коррупцией намерены постепенно уменьшать, а не немые свидетели – видеокамеры… Возможно, сейчас все бы радовались тому, что Денис идет на поправку. Но жизнь, увы, не терпит сослагательного наклонения…
Еще до этого в соцсетях я прочитал немало гневных слов в адрес правоохранителей. И понимал, что авторы действительно правы во многом. Почти во всем.
Как соцсети отреагировали на убийство Дениса Тена
Хэштеги вроде #Касымовуходи, #министрпоравотставку, петиции. Все это горячо поддерживалось пользователями и, вероятно, пугало тех, кто не должен был допустить это убийство в самом центре города среди бела дня.
Но что же произошло с системой, если обычные граждане сегодня чувствуют себя более уязвимыми и незащищенными, чем даже в лихие 90-е?
Все мы – жертвы странных реформ
Задумывались ли тогда чиновники о том, что после распада СССР в убогом состоянии находились школы и университеты МВД. Из-за недостатка кадров на работу в полицию брали чуть ли не с улицы: инженеры, гинекологи, столяры и просто безработные становились блюстителями законов.
Если кто и шел учиться в вузы МВД, то в основном с единственной целью. Помните анекдот, когда подчиненный спрашивает командира о зарплате, а тот отвечает: "Пистолет, форму дали, вот и крутись, как хочешь".
Вот и выходит, что система прогнила настолько, что ее уже не реформировать, а менять нужно полностью.
Но реформаторов не остановить. Изменения, произошедшие в полиции за последние годы, кажется, что принимаются специально, чтобы развалить оставшееся.
К примеру, объединение дорожной полиции и патрульно-постовой службы. К чему это привело, каждый сумел убедиться на собственном опыте. Новенькие патрули – лицо, так сказать, городской власти, лично я не видел во дворах жилых домов уже очень давно. Зато стоит выйти на широкую дорогу и за пять минут, считая их, можно загнуть все пальцы, причем не только на руках. Не исключено, что в день нападения на Дениса Тена один из них, а может, и несколько, стояли неподалеку, оформляя мелкого дорожного нарушителя.
Ну, тогда, наверное, на дорогах стало пьяных меньше за рулем? По цифрам иногда так. А вот количество ДТП с их участием не уменьшается. А по факту – конечно, их стало больше. Потому как права остановить для обычной проверки документов рядовой инспектор не имеет.
Может быть, к вам домой чаще стал наведываться участковый, интересуясь проблемами? Тоже нет. Потому что их, как и раньше, не хватает, и вместо обходов он сидит в кабинете, закопавшись в ворохе бумаг, составляя для начальства бесконечные отчеты о бытовых ссорах. Статистика ведь — она наук королева. И даже в том случае, если она не всегда правдива.
Умирать будем, подражая Западу
Уж больно наши законотворцы любят подражать развитому Западу. И тут совершенно неважно, какого направления это касается: образования, налогов, полиции, медицины. Они никак не хотят понять, что существует огромная разница в наших менталитетах.
Вот, к примеру, борьба за светлое будущее малого бизнеса. Сначала мораторий на проверку госорганами. Теперь, когда он закончен, проверки тоже не могут быть частыми, так как в противном случае сотнями посыпятся жалобы от предпринимателей.
А ведь ни для кого не секрет, что краденные с автомашин запчасти автоворы продают за бесценок или торговцам на авторынке, или на разборы машин. Причем точное число последних в Алматы вам не смогут назвать ни в одном ведомстве. Ну и как тут быть с проверками? Чуть что, те же депутаты поднимут шум, заявляя, что предпринимателей замучили коррупционеры в погонах.
Пример – признавшийся в убийстве Дениса Тена Нуралы Киясов. Как удалось выяснить корреспонденту Sputnik, в прошлом году в Меркенском районном суде Жамбылской области в отношении него было прекращено дело по обвинению по статье 188 Уголовного кодекса "Кража". Формулировка – за примирением сторон. Долго он после этого пробыл честным гражданином?
Не удивлюсь, если что-нибудь подобное выяснится и о втором подозреваемом.
Гуманизация и амнистия: счастье для воров, беда для людей
Мало того, это необходимо для того, чтобы войти в 30-ку самых развитых стран мира. Но, если гуманизацией считается сокращение тюремного населения государства любыми способами, то неизвестно, как много граждан до этого светлого будущего доживет.
А ведь в этом году по амнистии планируется освободить около пяти тысяч заключенных. Это к той тысяче, что освобождена в 2016-2017 годах в честь 25-летия независимости Казахстана. Так вот, если верить экспертам различного уровня из разных стран, только за первый год на свободе повторно совершают преступления и задерживаются до 30 процентов амнистированных. Нетрудно предположить, что рост преступности будет хорошо заметен всем нам.
Кто виноват в смерти прославленного казахстанского фигуриста?
Трагическая смерть Дениса Тена показала, что даже у простой и нелепой случайности есть целый ряд факторов, которые к ней привели, пусть и косвенно.
Поэтому сегодня, завтра, да и еще много дней после мы будем обвинять и укорять в том, что произошло, то одних, то других. Что ж, без сомнений, кто-то должен ответить за случившееся. И хотелось бы, чтобы это были действительно ответственные должностные лица, а не назначенные для "битья", не принимающие сколько-нибудь важных решений люди.