Однажды, изучая расписание движения поездов в Казахстане, я увидел незнакомый прежде маршрут Кызылорда – Жезказган. Поезд шел старой Ташкентской магистралью из Кызылорды на запад, через Джусалы (сейчас Жосалы), Торатам, Казалинск, через Аральское море и Саксаульский, где вновь поворачивал на восток.
О великой железнодорожной стройке в самом Сердце Степи – этого сухого океана, где слышно, как идет время, и с высоты человеческого роста виден горизонт – я к тому времени уже знал. Год спустя, знойным вечером я прохаживался по шумному и людному перрону крупной станции в маленьком городке, где из ларьков под гордым вывесками "Сырдарья" и "Нева" крепко тянуло копченой рыбой. Из темноты показался поезд непривычного в Казахстане густо-зеленого, как на старых добрых советских железных дорогах, цвета. Я поднялся в новенький полупустой вагон и, расположившись в своем купе, почти сразу уснул. А проснувшись, увидел за окном Великое Ничто.
Часть первая: история и экономика "Нового Шелкового пути"
Для многих это не очевидно, но активнее всего железные дороги в бывшем СССР строят именно в Азии, в обход неудобных границ. Новые стальные магистрали Казахстана, напротив, тянутся через глубинные земли страны, и границы не обходят, а, наоборот, – соединяют.
"Казахстан – крупнейшая страна без выхода к морю, но наши моря – Китай и Россия", — заметил как-то один здешний министр.
С тех пор "Новый Шелковый путь" материализовался как железнодорожная магистраль между Европой и Восточной Азией, двумя экономическими центрами мира.
При всей красоте идеи целесообразность великой магистрали от тихоокеанских берегов Евразии до атлантических долгое время вызывала сомнения. Грузоподъемность океанского контейнеровоза больше, чем у нескольких товарняков, а порты одной только Шанхайской агломерации в год переваливают более миллиарда тонн грузов.
Старый и проверенный Транссиб еще с советских времен активно возит грузы из Японии и Кореи, а вот из Китая прямее оказался путь через Казахстан, на его просторах разделяющийся надвое – через Россию к Европе и через Иран на Ближний Восток.
Гипотетический "путь в обход России", которым пару лет назад посылала поезд Украина – это спектакль для ясноглазой молодежи: паромная переправа сводит на нет все преимущества поезда, а железные дороги Азербайджана, Грузии, Турции и Балкан на огромные китайские грузопотоки, мягко говоря, не рассчитаны.
Поэтому Новый Шелковый путь проложить "в обход России" невозможно, на его европейском направлении мы с Казахстаном – звенья одной цепи.
Проложенная в 2012-15 годах магистраль через Сердце Степи тянется на 1 036 километров и состоит из трех частей: Бейнеу – Шалкар (496 километров), Саксаульская – Жезказган (517 километров) и старого участка Ташкентской магистрали между ними. По первому теперь ходит поезд Алматы – Мангышлак, а по второму – Кызылорда – Жезказган. И хотя проехал я из этой тысячи километров, дай Бог, пару сотен, любой перегон между двумя станциями дает о Новом Шелковом пути через Казахстана практически исчерпывающее впечатление.
Читайте продолжение записок путешественника в следующие выходные: Неправильный Байконур, космодром "Торетам" и город Ленинск