АЛМАТЫ, 20 июн — Sputnik, Сергей Ким. В Казахстане появился 17-й регион: президент Нурсултан Назарбаев подписал указ о придании городу Шымкенту статуса республиканского значения, а Южно-Казахстанская область переименована в Туркестанскую.
Точка в борьбе за "исторический Туркестан" или придание импульса развития древнему, но бедному городу? Известные политологи Досым Сатпаев и Данияр Ашимбаев ответили на вопросы Sputnik о рациональном зерне в решении переименовать Южно-Казахстанскую область, перенести ее центр в Туркестан, а также придать Шымкенту новый, более высокий статус.
Парадоксальная ситуация и проект "Туркестанская область"
"В Казахстане все это время было неравномерное экономическое развитие. Это приводило к тому, что в течение 20 с лишним лет независимости Казахстана у нас все время существовали регионы-доноры и, в принципе, их состав сильно не меняется: Алматы, западные нефтегазовые регионы, в последнее время, наверное, Астана в этот список войдет. Остальные регионы были дотационными, депрессивными, постоянно нуждающимися в поддержке. То есть это "проклятье" нас все время сопровождало, сказывалось на конкурентоспособности всей страны, потому что без экономически развитых регионов о ней вообще нет смысла говорить", — делится мнением собеседник Sputnik.
И ситуация с Туркестаном, по мнению Сатпаева, показательна с точки зрения попытки придать импульс развития региону административными методами. При этом политолог опасается, как бы во главу угла при принятии решения о Туркестанской области не поставили политику, позабыв об экономике.
"Если помните, когда у нас сокращали количество областей и объединяли некоторые из них, это тоже подавали как необходимость экономического развития. Когда одну область рассматривают в качестве локомотива развития, другую в качестве "прицепа". Но, как показала практика, никаких существенных изменений не произошло. Поэтому появление любой новой области предполагает не только политико-идеологический аспект, как в случае с Туркестанской областью – все же хорошо понимают, что она не на пустом месте возникла: руководство Казахстана постоянно эту тему поднимало – духовного, религиозного центра в Туркестане, что нужно найти основы для мобилизации казахстанского общества вокруг духовных ценностей. Но во главу угла должны ставиться экономические задачи, стратегии, прагматизм и реализм", — говорит Сатпаев.
"Создание любой области предполагает разработку стратегии её развития, чтобы она заняла определенную экономическую нишу на карте Казахстана в качестве туристического хаба, сельскохозяйственного хаба, инфраструктурно-транспортного хаба и так далее. Здесь не нужно телегу ставить впереди лошади. А лошадь – это экономическая целесообразность и задачи. Жителей всех регионов Казахстана, в первую очередь, интересуют простые социально-экономические вопросы", — уверен политолог. Он надеется, что экономическая стратегия подготовлена заранее, тем более что регион с точки зрения скрытого потенциала очень перспективен. Кроме того, южные области страны считаются стратегическими – большая часть казахстанцев сконцентрирована именно здесь.
Новые возможности нового статуса Шымкента
Говоря о Шымкенте, которому взамен области подарили республиканский статус, Досым Сатпаев отметил: нововведения предполагают появление новой, лакомой для амбициозных политиков должности.
"Обретение Шымкентом республиканского статуса, скорее всего, вызовет определенный переполох внутри элиты – в их иерархии появится новая привлекательная должность – аким Шымкента, по аналогии с акимами Астаны и Алматы. Потому что быть акимом города республиканского значения с точки зрения номенклатурной иерархии – довольно существенно. И, как показывают постоянные внутриэлитные конфликты за кресла акима Алматы или Астаны, думаю, такая же борьба в дальнейшем будет усиливаться за позицию градоначальника Шымкента (буквально через полчаса после беседы станет известно, что акимом Шымкента назначен Габидулла Абдрахимов – Sputnik)", — высказал мнение Сатпаев.
По мнению собеседника Sputnik, у Шымкента, с учетом развития казахско-узбекских торговых отношений, есть шанс стать мощным экономическим хабом с возможностью догнать по некоторым показателям и Алматы. Что лишь добавляет привлекательности креслу главы городской администрации.
Битва за Туркестан
Другой, но не менее интересный, аспект затрагивает политолог и большой любитель истории Данияр Ашимбаев. Он согласен с тем, что жителям Туркестана перемены только во благо. Но высказывает свою версию о некоторых мотивах принятия решения.
Таким образом, он вновь затрагивает политические и идеологические цели авторов решения о переносе центра области в древний город. Не отрицая при этом, что и увлечение "Рухани жаңғыру" тоже могло иметь место.
"Поскольку термин "Рухани жаңғыру" буквально вбит в государственную идеологию, министерства и акиматы — они все, что угодно, проводят под соусом модернизации сознания.
Здесь, скорее всего, совместили "приятное с полезным". Вопрос о повышении статуса Туркестана рассматривался давно, а переименование области встроено в этот процесс − тем более вчера президент говорил об историческом значении города, духовном и культурном развитии. Другими словами, Казахстан, мягко говоря, застолбил за собой термин "Туркестан", пока это не сделали узбеки, китайцы и кто-нибудь еще", — делится политолог.
Также Данияр Ашимбаев объясняет, как говорится, на пальцах, действие животворного статуса областного центра на казахстанские провинции.
"Перенос областного центра в любой населенный пункт способствует автоматически развитию его экономики. Переезжает аппарат, строительные, коммуникационные вопросы тут же решаются. Когда в 90-х годах было сокращение областей и регионов, в плачевном состоянии оказались бывшие областные центры вроде Аркалыка, Жезказгана, Семипалатинска, Кокшетау, Талдыкоргана. Поэтому со временем центр Акмолинской области перенесли в Кокшетау, а центр Алматинской − в Талдыкорган. Для придания импульса развития городов. У нас есть многие города, где есть бюджетообразующие предприятия. Допустим, "КарМет" для Темиртау, "Казахмыс" для Жезказгана, "Алюминий Казахстана" и нефтеперерабатывающий завод для Павлодара. А есть города, в которых бюджетообразующим "предприятием" является сам акимат. Переезд акимата: областным управлениям будут нужны свои здания, их сотрудники будут искать жилье, "поднимутся" рестораны, таксопарки, салоны красоты, кинотеатры. Понятно, что приедет и другой народ – челядь, родня", — говорит он.
"Посмотрите на ситуацию: Южно-Казахстанская область лидировала по такому показателю, как самая низкая зарплата. При этом наибольшее количество олигархов местного разлива находилось именно в Шымкенте. Посмотрите на дело Тулешова – казалось бы, глава пивного завода. Но какие суммы у него изымались! И для Шымкента он не считался одним из самых богатых людей города. В Шымкенте есть определенная бизнес-модель, для определенной части населения города она работающая. Какая бы низкая зарплата не фигурировала для региона, мы видим, что Шымкент имеет лобби в Астане, имеет лобби в Алматы, имеет медийные ресурсы. За Шымкент я переживать не стал бы", — говорит Ашимбаев.
Новый статус Шымкента, по словам Ашимбаева, неудивителен, с учетом возможного желания государства продемонстрировать определенные успехи:
Во время разговора стало известно, что Жансеита Туймебаева назначили акимом Туркестанской области: "Никогда до этого при переименовании региона и даже изменения его территориального состава акимы не переназначались", — замечает политолог.
А ведь ещё накануне теперь уже экс-аким Шымкента Нурлан Сауранбаев поздравлял жителей города и новой Туркестанской области с переменой статуса, а его пресс-служба рассылала СМИ фото торжествующего градоначальника.
Признак ли это, что за регион взялись серьёзно?