Белая рубашка, зеленая шотландка с "секретом" и тугой хвостик.
Я вошла в здание университета, "не пикнула" при проверке металлоискателем и совершенно спокойно направилась в кабинет, где предстояло ответить на 125 вопросов (по старому формату) и защитить знак "Алтын белгі".
Кабинет, вдвое меньше моего учебного класса, я видела незадолго до ЕНТ на пробном экзамене. После "генеральной репетиции" любопытный нос шмыгнул за дверь, за которой были экраны: именно там следили за тем, чтобы мы не списывали и не шушукались. Парой слов обмолвилась с мужчиной в костюме, который настраивал камеры.
— А где "слепая зона"?
— Последняя парта, первый ряд.
— А где самая неудобная?
— Первая парта, третий ряд.
"Сначала решу примеры, остальные силы на историю. Что там по истории", — закрутилось, завертелось в голове.
Увидев самый легкий, первый вопрос по истории, я на секунду окаменела. Еще секунда — на лбу выступил пот. Через мгновение — дрожь по телу. Мое спокойствие, которым я бравировала последние дни перед ЕНТ и в день экзамена, предательски отвернулось. Я видела буквы, слова, предложения и вопросительные знаки, но не знала ни одного ответа. Вот он, последний день Помпеи. Еще некоторое время я не могла успокоиться: мой мозг за считанные секунды нарисовал картину тотального краха и провала. Удивительно. На то, чтобы заставить пальцы держать правильно карандаш, ушло минут десять. Но этого было мало. Чуть позже мое тело (мозг был где-то в другом месте) отправилось в другой конец комнаты за водой. "Я ничего не знаю", — произнесла глазами своей подруге на первой парте третьего ряда. "Соберись", — прочитала в ответ. Возвращаясь на место, случайно задела схватившегося за голову парня и на его "Осторожно!" крикнула что-то грубое на казахском.
Закрыв страницу с вопросами про городища, я начала решать уравнения, строить график функции. И даже не заметила, как через некоторое время половина тестника была разукрашена галочками. Не открывая дверь шкафа со скелетом, скажу одно: это были самые быстрые три с половиной часа.
Правильный ответ на вопрос в сборнике заданий был поделен на две части на ЕНТ, поэтому я знала, шанс еще есть.
Дальше была апелляция. Вооружившись книгой, вместе с ныне покойным учителем истории, известным в городе нумизматом Николаем Ивановичем Щербининым, я отстаивала свое право на этот балл. Были даже споры с филологами из комиссии, которые объясняли значение слова "вдобавок".
Через пару дней все мысли об экзамене улетучились. За обе щеки уплетая дыни и арбузы, я была рада тому, что можно расслабиться. Буквально за день до церемонии награждения выпускников знаком "Алтын Белгі" раздался звонок: "Балл засчитан".
С тех пор прошло пять лет, но воспоминания еще свежи. Жизнь после школы оказалась не такой, какой ее представляли, сидя за партой. Сегодня десятки будущих абитуриентов проведут три с половиной часа, отвечая на вопросы. И спустя время будут долго рассказывать, каким было Единое национальное тестирование летом 2018-го.