В преддверии большого старта корреспондент Sputnik побеседовала с генеральным секретарем федерации триатлона Астаны, одним из самых молодых депутатов маслихата, обладателем звания Ironman Саятом Батпеновым.
– Саят, этот год для Астаны стал очень насыщенным на события в триатлоне, связано ли это с вашим приходом в федерацию?
– Действительно, в этом году для Казахстана с точки зрения развития триатлона – важный период. Буквально месяц назад прошел Кубок мира ITU (Международный союз триатлона), который проводится для профессионалов. Он прошел впервые в СНГ. Грядущий IRONMAN также пройдет в первый раз не только в нашей стране, но и на пространстве СНГ.
На самом деле динамичный рост триатлона в последнее время в Казахстане связан с приходом новой команды в Казахстанскую федерацию триатлон (КФТ). Как вы знаете, президентом федерации является Карим Кажимканович Масимов, а почетным президентом – Адильбек Рыскельдинович Джаксыбеков. Кроме того, в руководстве федерации − известные многим люди: Айдын Рахимбаев, Даурен Жаксыбек и Галымжан Есенов. Спортивной составляющей в федерации занимается известный спортсмен Максим Крят. Благодаря слаженной работе всей команды удается добиваться намеченных целей. Неслучайно в конце прошлого года Казахстанская федерация триатлона была признана лучшей спортивной федерацией в стране.
– То, что все это происходит у нас впервые, отрадно, но, с другой стороны, возникает вопрос, почему только сейчас. Весь мир страдает IRONMANом как минимум лет двадцать?
– Скажу больше − движению IRONMAN в этом году исполняется 40 лет. С 1978 года старты проходят по всему миру. Приход соревнования к нам сейчас, думаю, неслучаен. Во-первых, у нас появилось много любителей триатлона, во-вторых, руководство федерации делает все возможное, для того, чтобы популяризировать триатлон. Организаторы IRONMАNов увидели, что у нас есть соответствующая инфраструктура.
В Астане − отличные условия для триатлона. У нас есть возможность проведения крупнейших соревнований по летнему и зимнему триатлону. Астана может стать столицей мирового триатлона. Мы можем проводить соревнования и в закрытых помещениях.
Многие иностранцы, которые были у нас на Кубке мира, профессиональные тренеры, спортсмены удивлены тем, что у нас есть три олимпийских бассейна – это большая роскошь. Редко где можно в мире такое встретить.
– А с чем вы связываете такой интерес к триатлону у казахстанцев? Что дают тренировки людям?
– Первое, на что обратил внимание, придя в триатлон – повышение работоспособности. Чем интенсивнее тренировки, тем лучше самочувствие, психологический настрой. Нет времени на раскачку, приходишь на работу и сразу же решаешь вопросы, делаешь работу гораздо эффективнее. Триатлон помогает избавиться от шелухи, оставить только самое важное – семья, работа, личные интересы и спорт. Думаю, именно это привлекает людей.
– Как вы начали заниматься триатлоном?
– Когда я пополнил ряды офисных сотрудников, то понял, что нужно заниматься спортом. Я пробовал многие дисциплины – это и восточные единоборства, командные игры, йога. Но чего-то мне не хватало. Четыре-пять лет назад я начал плавать, катался с супругой на велосипеде и после добавил бег, который не очень любил с детства.
Идея пройти IRONMAN и заняться триатлоном пришла в августе 2016 года. С февраля 2017 года начал заниматься серьезно. И после первого соревнования окончательно понял, что это мое.
– Сколько времени требуется на то, чтобы втянуться в режим тренировок?
– Первые три недели, безусловно, сложно. Но если эти 21 день заниматься систематично, не прерываться, то организм привыкает. Это большая работа над собой, она придает уверенность, самообладание и дисциплинирует.
В предсоревновательный период мы тренируемся утром и вечером, а в обычные дни тренировки длятся по полтора часа шесть раз в неделю. Многие триатлеты стараются проводить тренировки по утрам, чтобы успеть на работу.
На востоке есть мудрость – чтобы обречь гармонию и баланс в жизни, нужно утро посвятить себе, день − обществу, вечер − семье.
В детстве я был худым, кто-то даже смеялся надо мной. На уроках физкультуры я не был примером для других. В прошлом году мои друзья, узнав, что я прошел первую дистанцию IRONMAN в Китае, очень удивились. Они говорят: "Если ты смог, то мы точно сможем". Для них я стал мотиватором. С ноября они тренируются и планируют пройти дистанцию IRONMAN в Астане. Поэтому это лишь вопрос желания каждого.
– Триатлон − серьезный спорт, для многих он стал неким проходным билетом в круг избранных. Много ли контрактов было подписано между атлетами на беговой дорожке или бассейне?
Я в триатлон пришел ради здоровья. Если рассматривать его как определенный клуб, то, конечно, возможны какие-то соглашения. В Астане, можно сказать, появилось свое сообщество − примерно 150 атлетов, активно занимающихся триатлоном. Все эти люди представители различных сфер – госслужащие, бизнесмены, сотрудники нацкомпаний. Каждый из триатлетов имеет свою уникальную историю.
– Что привело вас в федерацию?
– Мое увлечение триатлоном и предопределило мое будущее место работы. Я познакомился со многими людьми и, когда триатлон стал интересен мне не просто как спорт, но и как движение в Астане, Казахстане, я стал вникать, интересоваться. Руководство казахстанской федерации триатлона в лице Карима Масимова и президента нашей федерации Даурена Жаксыбека ставит задачу развивать триатлон во всех регионах страны.
К сожалению, в Астане триатлон раньше не развивался. Наша задача − выработать систему подготовки триатлетов, в первую очередь, юных спортсменов. Мы изучили международный опыт и внедряем его в Астане, расширяем детские секции. Также проводим соревнования для любителей.
Сейчас есть хорошая возможность для тренеров заработать дополнительные деньги, они стали востребованы. К примеру, один из наших тренеров, в прошлом триатлет, до работы с нами продавал сигареты. Сейчас он активно пропагандирует здоровый образ жизни и воспитывает молодых спортсменов.
– Сколько денег выделяется на триатлон государством, охотно ли вливается бизнес?
В Казахстане спорт финансируется государством по категориям А, В и С. К сожалению, триатлон пока находится в категории С.
В Астане он развивается в основном за счет спонсорских средств.
– Саят, триатлон − недешевый вид спорта. Кто может себе позволить заниматься им?
– Да, он недешевый. Это три вида спорта, в который нужно довольно глубоко погружаться, понимать детали. Нужен инвентарь, проводить специальные тренировки. Я к этим тратам отношусь как к инвестициям в будущее. Причем не только своего, но и моей семьи. На своем примере я показываю, что нужно заниматься спортом. Поэтому эти траты оправданы.
– Сколько стоит ваш велосипед и услуги тренера по триатлону?
– В месяц на тренера вместе с арендой зала я трачу от 40 до 50 тысяч тенге. Мой велосипед в магазине стоит полмиллиона тенге, но мне его подарили. В среднем, хороший велосипед можно купить в пределах от 400 тысяч тенге до одного миллиона тенге.
– Триатлеты − люди, подвергающие себя постоянным колоссальным физическим нагрузкам. Что помогает вам на дистанции IRONMАN не свернуть с пути? Какие мысли посещают на протяжении дистанции?
– Саят, расскажите о своей семье. Часто ли ваши домочадцы слышат фразу "папа устал"?
– Я довольно рано женился. Сейчас у нас четверо детей. Когда приходишь домой с интенсивной тренировки, то бывает, что и говорю об усталости. Дети также требуют много энергии, к счастью, они с пониманием относятся к моим тренировкам.
Я понимаю, что перекосов в сторону спорта не должно быть. Стараюсь соблюдать баланс между семьей, работой, друзьями и спортом. Родные с пониманием относятся к моему увлечению и радуются каждой пройденной гонке.
– IRONMAN проходит практически каждую неделю в разных уголках земли. Это хорошо налаженный бизнес. Есть ли возможность у нашей страны присоединиться и зарабатывать на гонке?
– А есть в вашем окружении те, кто указывает в своем резюме – переплыл Боровое и пробежал 13 марафонов?
– Есть. Многие пишут в резюме, что они прошли IRONMAN. Это является достижением и говорит работодателю о том, что соискатель достигает поставленных целей. Это нормальная практика, к примеру, в американских вузах спортивные достижения играют важную роль при поступлении и влияют на карьеру многих.
– Саят, сейчас триатлон в Казахстане преимущественно представлен мужчинами. Есть ли у нас в стране женщины, которые дадут фору мужчинам?
– Есть, и их немало. Ведь триатлон − спорт для выносливых, и в этом отношении женщины выступают лучше мужчин. На прошлом кубке мира в Астане моя хорошая знакомая, директор "Алматы марафон" Салтанат Казыбаева обогнала меня в беге. Я пытался за ней какое-то время держаться, но не смог.
– Сильно ударило по самолюбию?
– Саят, помимо работы в федерации триатлона вы являетесь депутатом маслихата. Сама была на нескольких сессиях, сказать по правде, все проходит довольно неинтересно. Почему так и зачем эта общественная нагрузка нужна молодому бизнесмену, атлету?
– Раньше у меня было ощущение, что маслихат − это орган, который живет своей отдельной от города жизнью. Сейчас, когда я третий год работаю на этом поприще, понимаю, какая большая работа проводится в маслихате и насколько это серьезная школа испытаний.
На повестку сессий выносятся важные вопросы, касающиеся жителей города. Основная полемика проходит во время обычных заседаний, а на сессию вопрос выносится уже решенным. Поэтому кажется, что депутаты голосуют молча, но это не так. Скажу честно, работа в маслихате отнимает очень много времени, но это важный опыт. Если говорить о том, зачем это мне, то я родился и вырос в Астане, и я считаю своим долгом делать что-то для улучшения города.
В столице много приезжих и не каждый, к сожалению, считает город своим родным. Хочется, чтобы люди относились к Астане как своему родному дому и берегли все, что есть в этом городе.
К сожалению, в Астане все еще мало людей вовлечены в спорт. Хотя у нас есть все условия для этого. К примеру, во время марафона, если за рубежом автомобилисты сигналят бегунам в знак поддержки, наши сигналят в знак недовольства из-за перекрытых дорог. Хочется, чтобы люди отходили от поздних застолий, а проводили больше времени на свежем воздухе, занимались активным отдыхом.
– Метите в будущем в депутаты парламента? Или может хотите поступить на госслужбу?
– Не думаю, что я буду там полезен. Мне необходимо расти как профессионалу. А идти в депутаты просто для получения статуса не хочу. Мне есть, что реализовать в бизнесе.
– Остается время на чтение? Что порекомендуете прочесть нашим читателям?
– Со временем действительно напряженно… Сейчас чаще читаю спортивную литературу. Недавно читал Криса Маккормака и Тима Вандехиа "Я здесь, чтобы победить". Там много полезного не только для спорта, но и в целом для жизни.