АСТАНА, 31 мая — Sputnik. Председатель Верховного суда Казахстана Жакип Асанов признал, что суды манипулируют цифрами, когда заявляют, что 95% их решений не обжалуются сторонами разбирательства.
О чем хвалятся судьи
По его словам, суды хвалятся тем, что только 5% судебных решений обжалуется в вышестоящих инстанциях, а число отмененных решений меньше 1%.
"Вроде бы обоснованные, убедительные цифры. Но, если вглядеться в эти цифры и разложить всю статистику по полочкам, всплывает совершенно другая картина", — констатировал Асанов на международной конференции в Астане и озвучил истинное положение дел.
Реальная картина
Как поясняет глава Верховного суда, по гражданским и уголовным делам есть спорные и бесспорные дела. Когда по какому-либо делу все стороны согласны, судья прекращает разбирательство — это бесспорное дело.
"Если из уголовных и гражданских дел убрать все бесспорные дела, то перед нами предстанет абсолютно другая, но реальная картина. По уголовным делам в прошлом году в апелляцию обжаловано около 30%. Отменено, изменено около 5% приговоров. Такая же нехорошая статистика по гражданским делам. Обжаловано 19% решений", — отметил он.
То есть, по данным Асанова, граждане обжалуют каждое пятое гражданское дело и каждый третий приговор.
Эта цифра в несколько раз превышает показатели в развитых странах.
Глава Верховного суда призвал своих коллег не прикрываться 5%-ной статистикой, а "признать и говорить" о проблеме.
Где красноречие?
Почему граждане пытаются оспорить решение судьи? По мнению Асанова, на это есть три причины.
Вторая причина – недостатки законов, нормы которых можно интерпретировать по-разному. "Эти недочеты в законе будут считаться как недоработка судьи", — уверен Асанов.
И третья, самая главная, по его мнению, причина — нехватка красноречия у судей.
"Наши приговоры и решения, их устные разъяснения неубедительны, маловразумительны. Люди не могут понять наш сложный язык, почему судья пришел именно к такому выводу, и уходят из зала суда обиженными", — констатировал глава Верховного суда.
Он привел в пример казахских биев, главной миссией которых было не определить, кто прав, кто виноват, а примирить спорящих.
Поэтому Асанов считает, что в казахстанском обществе необходимо активнее применять механизмы примирений вне залов суда.