Как не стать жертвой чужой игры, читайте в материале колумниста РИА Новости Анастасии Гнединской.
Все они уверяют, что в наркотрафик их вовлекли обманом. Одни откликнулись на предложение подзаработать на перевозке драгоценностей, других друзья попросили привезти из-за границы посылку. Для таких наркокурьеров без умысла в преступном мире есть свое название — "слепые мулы". Однозначно говорить о невиновности этих людей нельзя в силу того, что нет доступа к материалам уголовных дел. Однако ряд фактов заставляет взглянуть на их истории под другим углом.
"Мы перевозим камни и драгоценности"
Двадцатисемилетний Сергей Лелеков уже полтора года отбывает наказание в тюрьме Таиланда. В октябре 2016-го молодого человека приговорили к 27 годам заключения за контрабанду наркотиков. В аэропорту Самуи полицейские нашли под обшивкой его чемодана шесть килограммов кокаина. Для наркокурьера, который знал о запрещенном грузе, молодой человек повел себя в тот день более чем странно: когда его чемодан задержали на таможне, Сергей лично примчался в аэропорт, чтобы уладить недоразумение и забрать поклажу. Предложение поработать за границей Сергей увидел в интернете. Девушка по имени Юлия искала молодых людей, которые знают английский и не боятся путешествовать.
"Драгоценности, которые мне передадут, будут в коробке или мешке?" — уточнял подробности предстоящей командировки Сергей. "Это маленькие камушки. Упаковывают их сами бразильцы. Бери с собой сумку спортивную, а чемодан они тебе подгонят", — инструктировала Юлия.
"Наверное, многим взрослым такое предложение покажется сомнительным, — комментирует РИА Новости переписку отец россиянина, тоже Сергей Лелеков. — Но вы представьте себя на месте молодого человека, который никогда не был за границей и которому предложили путешествовать бесплатно. Тем более вербовщица постоянно повторяла, что если что-то смущает, можно отказаться. У них, мол, очередь из желающих стоит".
В августе 2014-го молодой человек отправился в свою первую поездку по маршруту Москва — Сан-Паулу — Пхукет. В письме, которое Сергей уже после задержания написал родителям (есть в распоряжении редакции), он подробно рассказывает, как две недели отдыхал в Рио-де-Жанейро, как потом около отеля ему передали чемодан с двенадцатью аудиосистемами и как по прилете на Пхукет он отдал его незнакомой тайской девочке.
"Подумал, что это золото"
Поездкой Лелеков остался доволен. Он даже обещал замолвить перед Юлей словечко за родного брата и девушку, с которой тогда встречался, чтобы им тоже в следующий раз предложили такую замечательную "командировку". Лелеков-старший уверен: если бы сын знал о реальной цели поездки, ни за что не стал бы впутывать в такую авантюру близких. Сергей Александрович добавляет, что уже после задержания сына он связался с российскими наркополицейскими. В неофициальной беседе они пояснили: иногда "слепым мулам", прежде чем подсунуть в чемодан запрещенный груз, дают сделать несколько холостых поездок, чтобы на таможне те чувствовали себя увереннее. "Видимо, то первое путешествие было холостым", — предполагает отец.
С полученным чемоданом Сергей отправился на Самуи. Но по прилете в аэропорту его поклажу отыскать не смогли. Молодой человек подал заявление об утрате багажа и отправился в отель. Пропажу нашли на следующий день, радостный Сергей поехал забирать вещи.
Из письма Сергея:
"В аэропорту мой чемодан поставили на рентген, после чего спросили, что за четыре пластины в нем. Я ответил, что это рубашки. Сотрудники открыли чемодан и достали из него шесть-восемь рубашек, но пластины с рентгена не исчезли. Я подумал, может, это золото. Но сотрудники полиции вспороли подкладку и начали доставать оттуда брикеты с белым порошком…".
Сейчас Сергей отбывает наказание в общей камере одной из тюрем Таиланда, где, помимо него, содержатся еще 80 заключенных. Спят прямо на полу. Единственная "постельная принадлежность", которую выдают узникам, — одеяло. Его используют и как матрас, и как покрывало. В сезон муссонов арестанты передвигаются по внутренним дворикам между корпусами по щиколотку в воде. "Обувь заключенным тоже не положена, все ходят босиком", — описывает обстановку Лелеков-старший.
Несколько месяцев назад родным запретили даже писать письма сыну на любом языке, кроме тайского. "Отвечать он нам имеет право только на английском", — сетует отец.
Семье Сергея остается надеяться лишь на помилование от короля Таиланда. "МИД России держит нашу ситуацию на особом контроле, 15 января ведомство направило тайской стороне прошение о помиловании. Но ответа до сих пор нет, — переживает Лелеков-старший. — И ведь никого из вербовщиков не нашли и не взяли в разработку. Нигерийский бойфренд Дапирки гуляет на свободе, Юля, которая вербовала нашего сына, спокойно выходит в Сеть. А это значит, что будут новые жертвы таких мошеннических схем".
Ловушка для бодибилдеров
Житель Санкт-Петербурга Юрий Сысоев в заграничную поездку отправился, чтобы привезти в Россию гормон роста под названием "джинтропин". Этот препарат бодибилдеры используют для наращивания мышечной массы.
"Заказчик заверял, что это абсолютно законно. Он упомянул, что уже ездил сам и с удовольствием поехал бы еще раз, но закончился срок действия загранпаспорта", — объяснял Юрий в письме родным.
В качестве бонуса предлагалась оплата в 50 тысяч рублей. Мать Сысоева Лидия Григорьевна говорит, что в деньгах Юра не сильно нуждался — работал дизайнером интерьеров, как раз перед поездкой получил прибыльный заказ на 200 тысяч рублей. А вот мир посмотреть хотел.
После ареста сына Лидия Григорьевна нашла в одной из соцсетей переписку Юрия с тем самым другом по тренажерному залу (есть в распоряжении редакции). Молодые люди обсуждали, нужно ли декларировать ампулы с гормоном роста и как занизить вес препарата. Впоследствии приятель Сысоева лететь передумал, а Юрий согласился. В ноябре 2016-го ему прислали билеты на самолет до Сан-Паулу. На борту он познакомился с Никитой Стефановичем, который, как выяснилось, должен был стать его попутчиком в поездке. Именно Никите на карту перечисляли деньги на оплату гостиниц и внутренних переездов.
Из письма Юрия матери:
"По прилете Aries (еще один участник цепочки — прим.) вышел с нами на связь и дал инструкцию заселиться в какой-нибудь отель. Он уже не писал, что нужно будет самим покупать гормон роста. По новой инструкции, нам его должны передать в чемодане".
За посылкой приятелям пришлось ехать через всю страну в город Кампу-Гранди. В одном из мотелей их встретила семья с грудным ребенком. "По-английски они не говорили. Молча вручили нам по чемодану. Придя к себе в отель, мы обнаружили, что чемоданы практически пустые, внутри лежали только свернутые одеяла. Молния внутренней обшивки была заклеена так, что ее невозможно открыть…".
Почему он этого не сделал, остается только гадать. Возможно, не хотел просить денег у пожилой матери или супруги. Однако на самолет он сел. Задержали Юрия в аэропорту Гонконга, под подкладкой его чемодана нашли 2,4 килограмма кокаина.
На днях суд Гонконга приговорил попутчика Юрия Никиту Стефановича к 17,5 года заключения с учетом его признательных показаний. Сысоев же свою вину в контрабанде наркотиков отрицает категорически. "В случае непризнания вины ему светит полный срок, а это 25-27 лет заключения. На 16 ноября у сына назначен суд, его дело будут рассматривать присяжные. Но если учесть, что все они — жители Гонконга, а Юра — иностранец, на оправдание надежды крайне мало", — говорят родные.
Лидия Сысоева с помощью адвоката пытается приобщить к делу переписку сына. Но пока в правоохранительных органах Гонконга этот аспект никого не заинтересовал. "Единственное, мне удалось добиться, чтобы переписку взяли в разработку в Следственном комитете Санкт-Петербурга. Следователям я передала все касающиеся этой поездки диалоги в соцсетях, телефоны людей, с которыми Юра держал связь. Я даже отправила скан паспорта посредника, который переводил ребятам деньги и координировал их маршрут во время поездки, — рассказывает мать. — Но, насколько мне известно, этого человека даже не пытались разыскать и допросить".
Как пояснил РИА Новости источник в Следственном комитете Санкт-Петербурга, сейчас на основании переданных Сысоевой сведений проводится проверка. Однако возбудить в России уголовное дело будет крайне сложно. Главным образом потому, что ни в одной из переписок не фигурирует хоть какой-то намек на перевозку наркотических средств.
Сорок "слепых мулов"
Официальных данных о том, сколько наших соотечественников были обманом вовлечены в схемы по перевозке наркотиков и ожидают суда или уже отбывают наказание за границей, нет. Предположительно, речь может идти о сорока российских гражданах. "Эту цифру нам неофициально озвучили, — пояснил РИА Новости Александр Бойков, адвокат общественного движения "Путь домой", помогающего несправедливо обвиненным россиянам, которые находятся в заключении за рубежом. — По некоторым фигурантам таких дел у нас есть полная информация, мы навещаем этих людей в следственных изоляторах. О других знаем лишь из публикаций в местных СМИ. Но о большинстве таких "наркокурьеров поневоле" нам не известно ничего".
В Перу в одном из отелей местная жительница передала Кирдюшкину коробки с продуктами, на которых не было следов вскрытия. "Юрий подумал, что раз тара "упакована на заводе", проблем быть не должно. Тем более такие коробки он видел в продаже в местных магазинах", — рассказывает Бойков.
Но по прилете в Манилу молодого человека задержали на таможне. В коробках, переданных ему перуанкой, полицейские обнаружили около восьми килограммов кокаина.
Как и в историях других "слепых мулов", у Кирдюшкина сохранилась вся переписка с предложившим ему поездку другом. Однако полицию эта информация не заинтересовала.
По словам Александра Бойкова, бывает, что по делам "слепых мулов" выносят оправдательные приговоры. Но из граждан стран СНГ такими счастливчиками чаще всего оказываются украинцы.
По делам, в которых фигурировали россияне, оправдательные приговоры выносятся редко. Самую большую известность получила история Дианы Батищевой, которую в апреле 2015-го поймали в аэропорту Пхукета с двумя килограммами кокаина в сумке. Девушка настаивала: рюкзак ей подарил приятель-нигериец.
Спустя несколько месяцев тайской полиции удалось задержать этого человека, который оказался главарем наркокартеля. Он, как выяснило следствие, знакомился с девушками и под разными предлогами просил их доставить из Бразилии в Таиланд сумку с вещами. В его телефоне полицейские нашли переписку с Дианой — только благодаря этому впоследствии ее смогли отпустить под залог.