Елена Ксенофонтова: мне не нужен гламур, я остаюсь провинциалкой из Казахстана

© Photo : ksenofontova.ru/Лариса ДвоеглазоваАктриса Елена Ксенофонтова
Актриса Елена Ксенофонтова - Sputnik Казахстан
Подписаться
Уроженка казахстанского городка Хромтау в Актюбинской области, актриса Елена Ксенофонтова начала свою карьеру с роли Бабы-Яги в школьном театре

АСТАНА, 29 апр — Sputnik, Тимур Селиванов. Уроженка казахстанского городка Хромтау в Актюбинской области, актриса Елена Ксенофонтова начала свою карьеру с роли Бабы-Яги в школьном театре. Сейчас в послужном списке заслуженной артистки России — десятки спектаклей и кинофильмов. Останавливаться Елена не намерена: "Я в этом смысле человек ненасытный, всегда хочу новых ролей. Как в "Золушке": "Королевство маловато, разгуляться негде", — смеется актриса.

Корреспондент Sputnik поговорил с Еленой Ксенофонтовой о родном городе, жизни провинциалов в столице России и о том, как поступают женщины, когда им больно.

Гламур мне неинтересен

- Каким было детство русской девочки в маленьком шахтерском городке в Казахстане? Возникал ли "национальный вопрос"?

Сергей Лукьяненко - Sputnik Казахстан
Назарбаев был бы супергероем – о чем пофантазировал Сергей Лукьяненко
— Нет, в Хромтау я никогда не сталкивалась с национализмом. У меня были подруги-казашки, немки, украинки… Мы не чувствовали никакой ущемленности, наоборот, как большинство советских детей, были убеждены: "Все мы братья и сестры".

После переезда в Москву я возвращалась в родной город нечасто. Два-три года назад прилетела в Казахстан после большого перерыва. Провела там бесплатный творческий вечер для своих земляков. Зал был переполнен, получилась очень трогательная встреча. В тот же приезд я побывала на могилах своих предков и пообщалась с родственниками, получила серьезную энергетическую подпитку.

- Как вас встретила Москва?

— Приезжать в столицу, чтобы ее покорить — это глупая утопическая затея. Но если у тебя есть конкретная цель, все получится. Я знала, зачем мне нужна Москва — не сама по себе, не ради того, чтобы ходить по улицам хозяйкой. Я хотела играть в театре.

Конечно, я, провинциальная девочка из Казахстана, совершила много ошибок из-за своей наивности, доверчивости. Я до сих пор осталась провинциалкой. Несмотря на свой статус, я не публичный человек, не соблюдаю правила знаменитостей, мне неинтересен мир гламура. Мне нравится находиться в своей маленькой келье, заниматься детьми, встречаться с друзьями, которые, кстати, зачастую не имеют никакого отношения к актерской среде.

© Photo : ksenofontova.ru/Лариса Двоеглазова Актриса Елена Ксенофонтова
 Актриса Елена Ксенофонтова - Sputnik Казахстан
Актриса Елена Ксенофонтова

Нельзя терпеть

- Вы — одна из немногих знаменитостей в России и СНГ, которая публично говорит о проблеме домашнего насилия. В недавнем интервью вы рассказывали о том, что ваш отчим бил вашу мать. Уже третий год длится ваша тяжба с бывшим гражданским мужем — тоже связанная с избиением. Как вам кажется, почему такие ситуации часто замалчиваются?

— Нашим женщинам очень сложно решиться поднять голову и тем более — сделать так, чтобы их услышали. Веками жене внушалось, что она не имеет права голоса, а все, что делает муж, он делает во благо, даже если он бьет и унижает.

Баян Максаткызы (Есентаева) встретилась с читателями в Астане и провела автографсессию - Sputnik Казахстан
Баян Алагузова пригрозила рассказать всю правду о суде в Казахстане
В Советском Союзе, да и раньше, было принято скрывать домашнее насилие и ни в коем случае не "выносить сор из избы". Впрочем, это далеко не признак прошлого — стыд говорить о своих проблемах сидит в нас до сих пор. Публичному человеку особенно тяжело признаться, что в его семье что-то не в порядке, что его кто-то ущемляет и унижает.

Я была вынуждена обнародовать это. До сих пор не уверена, что правильно поступила, хотя и не жалею — я получила колоссальную поддержку. Но если бы у нас не было детей, то я, наверное, просто ушла, сбежала, но не стала бы придавать эту историю огласке.

- Как вы считаете, стоит ли говорить с детьми о таких проблемах?

— Обязательно! Все тайное становится явным, особенно в эпоху СМИ и интернета. Дети все равно что-то узнают, поэтому лучше, если они узнают это от тебя. Другое дело, что нужно стараться быть максимально объективной, не вываливать на детей свою обиду, не навязывать свою боль. Но они должны понимать, что тебе больно.

- Что бы вы сказали вашим землячкам, которые оказались в подобной ситуации?

— Казахстан — это все-таки восток. Восточной женщине в разы тяжелее говорить о подобных вещах. Тем не менее, это нельзя терпеть. Терпение поощряет насильника, развязывает ему руки. Сегодня он просто толкнул тебя, а ты стерпела и сделала вид, что ничего страшного не случилось. Завтра он тебя ударит, послезавтра — изобьет. Что будет в следующий раз, неизвестно. Вседозволенность порождает монстров.

Страх управляет миром, но его нужно преодолевать — не только во имя детей, но и во имя себя самой.

© Photo : ksenofontova.ru/Лариса ДвоеглазоваАктриса Елена Ксенофонтова
Актриса Елена Ксенофонтова - Sputnik Казахстан
Актриса Елена Ксенофонтова

Плачу над Умкой

- Вас часто описывают как закрытого и холодного в общении человека. Так ли это?

Актер Дмитрий Дюжев, архивное фото - Sputnik Казахстан
Дмитрию Дюжеву пришлось разнимать подравшихся зрителей в Актобе
— Я против панибратства — его в актерской среде более чем достаточно, а я этого не терплю. Возможно, поэтому и слыву "снежной королевой". Я за то, чтобы на работе все были на вы. Даже в дружбе это иногда не помешало бы.

Мне плевать, какой мой партнер в жизни, что у него с характером, с кем он живет, и так далее. Важно только то, что происходит здесь и сейчас. Если он потрясающий артист, он для меня бог на площадке. Остальное — не мое дело, так же, как и ему не должно быть интересно, чем живу я.

- Что для вас недопустимо в работе?

— Для меня неприемлемы алкоголь и наркотики. Ненавижу, когда люди приезжают неподготовленными, не знают текст — и не дай Бог, если они не читали сценарий. Из-за подобных ситуаций я, бывало, уходила с площадки. К счастью, мне везет на партнеров, почти никто меня не расстраивал и не разочаровывал — надеюсь, и я их тоже.

- Какой вы зритель?

— Я не настраиваюсь критически, всегда иду ради того, чтобы удивиться и заплакать от восторга, а после бежать за кулисы и хвалить своих коллег. Я очень люблю талантливых людей — и вообще все талантливое. А таланту могу многое простить. При этом я страшно расстраиваюсь, если не получаю, чего хочу, могу болеть неделями.

Когда я покупаю билет в кино или театр, то иду туда только как зритель. Мыслей вроде "Я бы сыграла лучше" у меня вообще нет, не терплю сослагательного наклонения.

При этом я очень сентиментальный человек. Медвежонок Умка в мультфильме закричит: "Мама!" — и я плачу. Могу заплакать над абсолютно бездарным сериалом — над одной интонацией, одним искренним словом, которые там промелькнули.

Против ходячих мертвецов

- Вы любите свою профессию?

— Для меня это наркотик, без нее начинается ломка. Когда я в свое время ушла из одного театра и еще не пришла в другой, каждый день в семь часов вечера внутри у меня звенел третий звонок — а в девять-десять меня тянуло выйти на поклоны.

Кадр из фильма Ночной Бог - Sputnik Казахстан
Каждый кадр как произведение искусства: фильму из Казахстана устроили овацию на МКФ
При этом по отношению к некоторым ролям можно и перегореть. Бывали ситуации, когда я говорила: "Этот спектакль я играть не могу, мне больше нечего там сказать". Я вообще не сторонник того, чтобы спектакль игрался сотни раз. Я хочу, чтобы он дышал, был честным и живым, а не ходячим мертвецом.

Сцена — это магическое место, место силы для меня. Даже если устаю от работы, ею же лечусь. Я могу болеть, умирать, но играть в спектакле. Однажды я во время действия сломала палец и не заметила этого. И только когда ушла за кулисы, поняла, что произошло, и закричала от боли.

Раньше я очень боялась отпусков и выходных. Сейчас мне уже есть, на кого и на что отвлекаться, но я остаюсь фанатом своей работы. А в этой профессии иначе нельзя, иначе ты не переживешь лишения, унижения, зависимость, не сможешь столько ждать. Актеры и актрисы ждут всю жизнь — своей роли, своего режиссера, своего партнера, своего зрителя. Это ожидание не прекращается никогда, ни на минуту.

Лента новостей
0