АСТАНА, 25 апр — Sputnik. Мажилис парламента Казахстана в первом чтении одобрил проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений".
Законопроектом в целом предусматривается внесение изменений в один кодекс и три закона. В целом, данные изменения регулируют три основных направления деятельности вузов: академическую, управленческую и финансовую.
Вузы станут свободнее
"Академическая свобода — это наделение вузов полномочиями по самостоятельному определению содержания программ по повышению качества обучения. Это важно в условиях перехода к новой экономике, когда потребность в квалифицированных кадрах и новых профессиях возрастает все больше. Мы признаем, что сегодня высшее образование не всегда может оперативно реагировать на вызовы, диктуемые рынком труда", — сказал министр образования и науки Ерлан Сагадиев.
Законопроектом предлагается расширить академическую свободу вузов с 65% до 85%. Для этого вузы наделяются полномочиями по самостоятельной разработке образовательных программ. Таким образом, вузовские программы по каждой специальности будут разрабатываться самостоятельно вузом с ориентиром на рынок труда. Для учета и информации данных образовательных программ предусматривается введение реестра образовательных программ через единую информационную систему образования.
Ненужных специалистов больше не будет
Поправки оптимизируют неактуальные специальности.
"В настоящее время подготовка кадров ведется в соответствии с классификатором специальностей. В нем свыше 600 специальностей, многие из которых на сегодня являются неактуальными для рынка труда. Несоответствие кадров потребностям рынка труда также обусловлено долгим процессом введения новой специальности в классификатор специальностей высшего и послевузовского образования", — пояснил глава МОН.
По словам министра, этот процесс занимает от шести месяцев до года. Для перехода на образовательные программы необходимо изменить структуру классификатора.
Вместе с этими нововведениями меняется механизм лицензирования. Если раньше лицензировалась специальность, то теперь в соответствии с новым классификатором будет лицензироваться направление подготовки кадров. Иначе говоря, вуз будет получать лицензию по конкретному направлению подготовки кадров, в рамках которого будет самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы.
Образование станет качественнее
Оценка качества высшего образования проводится через механизм аккредитации.
Изменится управленческая самостоятельность
"Расширение академической свободы вузов тесно связано с изменением системы управления вузами. Ее изменение даст возможность самостоятельно решать вопросы найма на работу, формирование студенческого контингента в разрезе специальностей, направление подготовки и определения вузами академической структуры. Для этого необходимо, первое, изменение организованно-правовой формы вузов, так как это связано в первую очередь с тем, что госвузы регулируются законодательством в области госимущества. Это для них обременительно, в ряде случаев это противоречит их основной миссии и задачам", – считает министерство образования.
Как отметил глава ведомства, преимущество вузов в форме некоммерческих организаций заключается в соблюдении норм корпоративного управления и использовании полученных доходов только на развитие вузов.
"Для этого в проекте закона заложены нормы по преобразованию государственных и национальных вузов в некоммерческое акционерное общество со 100%-ным участием государством. Также упрощен механизм трансформации для частных вузов, утвержденных как коммерческие организации. Однако это не является обязательным. При этом при переходе из РГП на ПХВ в некоммерческое акционерное общество, вузы ограничиваются в определенных видах коммерческой деятельности в рамках Предпринимательского кодекса", — пояснил Сагадиев.
Вузам разрешили осуществлять коммерческую деятельность
В закон об образовании включена отдельная статья, регламентирующая деятельность и компетенцию вузов.
Гибкое финансирование
"По финансовой деятельности. Поскольку мы расширяем академическую и управленческую самостоятельность, то нам надо предусмотреть и гибкость финансирования. Изменение финансирования должно быть направлено на осуществление эффективного использования бюджетных и небюджетных средств, а также на обеспечение материально-технической и социальной базы. В связи с чем необходимо отойти от финансирования самой специальности в течение четырех лет и перейти по кредитному финансированию без привязки к срокам обучения", — прокомментировал Сагадиев.
"Наряду с этим в рамках регулирования финансовой политики предлагается исключить норму, регулирующую стоимость обучения в вузах на платной основе. Данная поправка направлена на расширение доступа граждан к получению высшего образования, в том числе относящихся к социально уязвимым слоям населения", — заключил министр образования и науки.