АСТАНА, 24 апр — Sputnik, Асем Миржекеева. Внук пропавшего в 1942 году солдата из Казахстана Канат Жаманбаев уже и не надеялся, что сможет когда-нибудь захоронить в родную землю прах своего деда. Ведь хроники военных лет гласят, что не каждый солдат добросовестно вносил свои данные в так называемый "смертный медальон".
Несмотря ни на что, поисковики не теряют надежды, что останки каждого советского солдата однажды вернутся домой.
"Лишь спустя 76 лет ленинградская земля, наконец, отдала солдата. Будем надеяться, что еще один батыр из Казахстана найдет дорогу домой. Если удастся найти его родных", — написал радостное сообщение в соцсети руководитель военно-патриотического фонда "Арлан" Аманжол Уразбаев, с которым связались поисковики из Санкт-Петербурга.
Весть о том, что разыскиваются родственники без вести пропавшего солдата, разлетелась в социальных сетях – более 1 000 перепостов о том, что разыскиваются родные и близкие солдата. Буквально через несколько часов внука солдата нашли в Кокшетау.
Уже не надеялись
У казахов принято передавать добрые вести словом "Суинши!". Это слово развеяло долгие годы ожидания для внука бойца Великой Отечественной войны.
"У меня просто нет слов. Я до сих пор не могу поверить, что мой дедушка нашелся", — переводя дыхание, рассказывает корреспонденту Sputnik Казахстан Канат Жаманбаев.
Его дед Абдулкасым Жаманбаев испытал на себе суровые годы голода, выживал в тяжелый предвоенный период. В возрасте 28 лет он ушел на фронт из села Гаршино Кокчетавской области, оставив дома жену и сына. Абдулкасым Жаманбаев попал на фронт в первые дни войны – 18 июля 1941 года. А с февраля 1942 года на долгих 76 лет над его домом нависло ожидание.
Уже в годы независимости, по словам Каната Жаманбаева, он пытался узнать о судьбе деда, но все попытки так и не увенчались успехом.
"Последние два года я перестал искать, но надеялся, что на оставленные мною данные когда-нибудь отзовутся. Сейчас я не могу передать словами, что чувствую я и мои братья после такой хорошей вести. Знаете, как будто камень с плеч упал", — говорит он.
Почти невероятный факт
С помощью архивных данных и сведений о местах сражений поисковики метр за метром ищут солдат, ушедших в вечность с кровавых полей.
Немного смущаясь от того, что сделал благое дело, поисковик петербургского отряда "Примирение" Сергей Барсуков рассказал, как нашли останки солдата из Казахстана в Ленинградской области.
Котелок, ложка, фляга, противогаз и эбонитовая капсула-медальон — та самая, заветная и важная с клочком бумаги, именно она помогла поисковикам опознать солдата, чьи останки были найдены в Кировском районе Ленинградской области у деревни Гайтолово.
"С 90-х годов мы занимаемся поисковой работой, но скажу сразу, что не часто удается найти медальон, да еще установить личность солдата. Для нас это большое событие. В медальоне этого солдата мы обнаружили не стандартную вкладку, а бумажку, которую по всей видимости он заполнил когда-то собственноручно. Любопытно, что пролежав 76 лет, запись сохранилась на бумаге. После этого мы обратились в объединенную базу данных и сопоставили сведения. Другого такого человека с таким именем и местом рождения в ней больше не было", — рассказывает поисковик.
В этот день были обнаружены останки еще двух неизвестных солдат Красной Армии. У одного из них медальон был пуст, а второй вовсе без него.
На прошлогодней вахте из всех поднятых останков только у одного была заветная вкладка в медальоне. Но разобрать содержимое не удалось — то ли вкладыш не был заполнен, то ли запись с годами просто исчезла.
Клочок важной бумаги
Так называемые "смертные" медальоны-капсулы с середины 1941 до конца 1942 года выдавались каждом солдату Красной Армии, который уходил на фронт. В него вкладывали бланк, который заполнялся в двух экземплярах. В случае гибели солдата один экземпляр отправлялся в канцелярию воинской части, а второй оставался с телом погибшего. Позже капсулы заменили на бумажные красноармейские книжки.
"Очень хорошо сохранилась записка в медальоне. Это большая удача. Чаще всего чернила смываются с бумаги или они просто-напросто сгнивают. Некоторые солдаты вопреки приказу хранили выданные с начала войны медальоны. Были случаи, когда мы находили бойцов 1944 года, и при них были книжки, еще и медальоны", — рассказывает руководитель объединения "Святой Георгий", в который входит отряд "Примирение" Алексей Тяпушкин.
Тяпушкин озвучил свои предположения — рядовой Абдулкасым Жаманбаев погиб в ходе Синявской операции при первой попытке прорыва блокады Ленинграда.
"Мы обнаружили его в верховом залегании на глубине примерно 30 сантиметров. Он не был захоронен, его тело со временем занесло землей, то есть как он шел в бой, так и погиб. Судя по сохранившейся черепной коробке, солдат погиб от ранения в голову, возможно осколком снаряда или пули", — рассказывает руководитель поисковиков.
Из-за агрессивной почвы, в которой очень долгое время пролежали останки солдата, сохранились только фрагменты костей рук, ног и черепа. Также при нем находились предметы первой необходимости солдата — котелок, ложка, фляга, противогаз и две гранаты РГД.
Оба поисковика, помимо невероятного везения с установлением личности солдата, отмечают и то, как быстро нашлись родственники бойца.
Внук рядового Абдулкасыма Жаманбаева надеется, что его дед наконец обретет покой на родной земле — под молитвы родных и последние залпы воинских почестей.
"Мы бы хотели перевезти его останки на родную землю и захоронить их возле отца. Хотим все сделать правильно. Надеюсь, что сложностей не будет с транспортировкой на Родину. Думаем, что на месте, где его нашли, мы также установим памятную плиту", — завершил беседу Канат.
Канат Жаманбаев благодарит поисковиков отряда "Примирение", лично полковника Аманжола Уразбаева и всех неравнодушных соотечественников за дорогую сердцу весть.