АСТАНА, 24 апр — Sputnik, Сергей Ким. "Бархатная революция" свершилась — Серж Саргсян освободил кресло премьер-министра, в котором оказался к неудовольствию части армян. По их мнению, когда президент создает в стране парламентскую систему правления и тут же становится премьером, это расчет в угоду личным, а не государственным целям.
Sputnik Казахстан поговорил с известным казахстанским политологом Аскаром Нуршой, который поделился мнением, что армянские события могут быть началом затяжного политического кризиса в стране. Впрочем, все зависит от дальнейших действий успешной в деле освобождения премьерских кресел оппозиции.
Точнее, зависит от того, станет ли изгнание с поста Саргсяна единственной целью оппозиции. Вопрос, на который пока нет ответа, кроме не очень внятных слов лидера протестного движения Никола Пашиняна о желании сформировать "институциональную оппозицию".
- "Бархатная революция" в Армении – революция либо конкретные действия с точечной целью вроде, во-первых, самого Саргсяна как политической единицы, во-вторых, против его попытки войти во власть с "черного хода", став премьером?
Понятно, что в этой ситуации можно предположить, что часть элит была этим недовольна и хотела других кадровых решений, поэтому поддержку митингующих среди элит исключать нельзя.
В то же время, в целом, эта культура массовых митингов, учитывая достаточно мягкое законодательство Армении в этой сфере… она присутствовала. И периодически такие выступления имели место – как на протяжении десятилетнего срока правления Саргсяна, так и до него. Периодически по разным событиям армянская оппозиция давала о себе знать властям.
В целом, мы видим, что очень важную роль сыграла молодежь, важную роль сыграли лозунги "развития и обновления". И фактор усталости от Саргсяна тоже важен в данной ситуации. Естественно, теперь можно перейти к другому вопросу: "Что дальше?".
- Пашинян, кстати, точно не сформулировал конечные цели, сказав только что-то о создании "институциональной оппозиции".
— Думаю, в целом, Пашинян поступил достаточно умно как политик. Поскольку он не стал озвучивать сразу несколько лозунгов, например, геополитических, хотя в его политической программе эти лозунги звучат, и достаточно остро. Тем самым он выбил козыри из рук своих оппонентов, потому что поставил вопрос "Нет Саргсяну!" – и он добился этого.
Поскольку геополитические лозунги не звучали, естественно, представители оппозиции не смогли дать развернутый комментарий о России, ближайшем союзнике, не смогли дать комментарий и о других странах-соседях. Опять же – непонятно, чего добиваться.
- Тем не менее, известно, что соратники Пашиняна хотели до этого. Мы подошли к теме "ЕАЭС — ЕС". Позиция главы оппозиции ранее уже была озвучена.
— Да, ранее была озвучена. И то, что блок "Елк" (политический партийный альянс в Армении, представлен в парламенте – прим.), в который входит Пашинян, выдвигал инициативы. Например, о выходе из Таможенного союза, подписание соглашения об ассоциации с Европейским союзом. И в целом этот блок считается либеральным.
Отсюда возникает вопрос – будет ли Пашинян далее продвигать либеральную повестку на сближение Армении с Европой. Да, изменения приняты внутриармянские, но теперь все замерли и ждут продолжения. Хотелось бы все-таки затронуть и ситуацию в Нагорном Карабахе, которая на протяжении последних пяти лет продолжает нагнетаться, и инциденты в зоне соприкосновения не стихают.
- Навряд ли представители оппозиции и власти пошли бы на серьезные столкновения во имя национальной безопасности?
Если мы говорим о победе "бархатной революции" – устроят ли новые назначенцы от власти лидеров революции, либо они скажут – "нет, мы хотели не этого человека вместо Саргсяна, давайте поговорим о других!".
- А могут и предложить своих людей…
— Да, и это может начать новый виток политического кризиса.
- Это, возможно, только начало политического кризиса в Армении?
— Да, это может быть только началом более долгоиграющего кризиса – не одномоментного, а растянутого во времени, когда оппозиция будет дальше "продавливать" свои решения. Здесь все будет зависеть от того, где эти пределы уступок, на которые будут готова идти власть. Поэтому да, единение военных, духовенства и молодежи – это все прекрасно в нынешних условиях, пока они объединены лозунгом ухода Саргсяна.
Но как поведет себя оппозиция дальше, сохранит ли она свое единство и удовольствуется ли она этим?