Как меняется положение женщин в одной из самых религиозных стран мира — в материале РИА Новости.
"Никого не волнует, что женщины думают об этом"
Фатима аль-Иса — студентка магистратуры и преподаватель арабского языка из Мекки. Она считает себя феминисткой и ведет блог, посвященный правам женщин. Но вынуждена носить традиционную одежду — другую общество не принимает.
Положение женщины в Саудовской Аравии часто называют "гендерным апартеидом". Достижения последних лет — разрешение ездить на велосипеде и водить автомобиль, посещать спортивные мероприятия, сидя среди мужчин на трибунах, присутствие женщин в Консультативном совете Саудовской Аравии — в целом мало что меняют. Женщины по-прежнему не имеют права самостоятельно подписывать брачное свидетельство, разводиться по собственной инициативе и забирать детей после развода. Саудитка не может даже покинуть тюрьму после окончания срока заключения без согласия мужа или других родственников-мужчин.
"Опекун всегда прав"
В соответствии с общественным укладом у каждой женщины есть опекун — отец, брат, муж или сын — который принимает за нее важные решения. Без согласия опекуна женщинам нельзя поехать за рубеж работать или учиться, снять квартиру. Проблемы могут возникнуть и с открытием банковского счета или собственного бизнеса. "Это настоящая беда. Мужчины поработили женщин, и это закреплено законом, — говорит Фатима аль-Иса. — Хочешь ли ты отправиться в путешествие, учиться или работать, открыть какое-то дело — а сейчас все больше и больше таких активных девушек — на каждый шаг нужно одобрение".
Известная правозащитница и общественная активистка Суад Аш-Шаммари, живущая в Джидде, выступала за отмену опекунства над женщинами. В результате ей пришлось провести несколько месяцев в тюрьме. Официальное обвинение — "за оскорбление ислама". Она до сих пор не может устроиться на работу, а семья подвергается травле.
Правозащитница поддерживает реформаторские инициативы Мухаммада бин Салмана, она уверена, что "молодого принца послал Всевышний".
"Я ношу это с гордостью"
Далеко не все разделяют мнение о необходимости более либерального подхода к наряду саудовских женщин. В феврале, когда с тезисом о необязательности абайи впервые выступил член Высшего совета улемов – главного религиозного органа в Саудовской Аравии – шейх Абдулла аль-Мутлак, многие богословы потребовали, чтобы он отозвал предписание.
Противницы нововведений есть и среди женщин, особенно старшего поколения. Худа аш-Шахри, домохозяйка из города Аль-Намас, мать большого семейства, довольна своим положением. Она уверена, что местные традиции никак не ограничивают ее свободу. "Лично я ношу абайю с гордостью, повинуясь заповедям Всевышнего, — говорит она. — Нет никакой необходимости, чтобы абайя была черной, хотя черный цвет — традиционный, и именно такие одежды носили наши предки. Абайя может быть любого цвета. Но я считаю, что она необходима, так как внешний вид должен быть скромным и приличным, тело и лицо — закрыты".
"Заявления принца были не более чем выражением его мнения. Речь не идет о каком-то решении правительства или чем-то в этом духе. И более того, в данном случае речь и не может идти о вмешательстве государства в частную сферу. Так что это просто точка зрения, — отметил в беседе с РИА Новости советник министра Саудовской Аравии по делам ислама Маджид Ат-Турки. — Кстати, точка зрения спорная. Сейчас в саудовском обществе на разных уровнях ведутся серьезные дискуссии по этому поводу, и далеко не все, включая самих женщин, одобряют нововведения. Есть так называемые активистки, но это незначительная часть общества. Многие из них вообще находятся за границей и далеки от жизни здесь. Саудовские женщины часто возмущаются всеми этими предложениями и считают, что саудовское общество уже оказывает им всю необходимую поддержку".
Не исключено, что высказывания бин Салмана на самом деле преследуют внешнеполитические цели и адресованы не столько собственному населению, сколько союзникам и торговым партнерам — США и ЕС. "Само собой, это дело женщины — носить хиджаб или нет. Многие женщины на Западе с удовольствием носят его, хотя никто их не принуждает, — говорит писатель и автор первого "феминистского" перевода Корана Лале Бахтияр. — Мне кажется, заявления саудовского принца направлены больше на то, чтобы создать хороший имидж ваххабитскому королевству на Западе, чем на реальные изменения".