АСТАНА, 1 апр — Sputnik. В течение нескольких лет пользователи Facebook и Twitter ежедневно читают свежие шутки сетевого автора Артема Дерягина.
"Уверен, когда из-за ужасной погоды закрывают трассы, то делают это не в целях безопасности, а чтоб у жителей не было соблазна покинуть город, уехать на юг и никогда в него не возвращаться", — вот, например, свежая шутка о суровой и совсем не весенней погоде в родном городе Караганде.
В День смеха Sputnik Казахстан поговорил с Артемом Дерягиным, который рассказал, почему не любит юмор Петросяна, считает ли, что "КВН уже не тот" и почему создание шуток только хобби для него.
Разговор о юморе и шутках получился очень серьезным.
- Каждый день вы пишете шутки в соцсети – это ваше хобби, либо вы так отрабатываете технологии?
— Нет. Сколько себя помню – шутил везде. С родителями, с одноклассниками, с одногруппниками, с коллегами. Потом это вылезло в интернет – когда я понял, что это можно представлять для более широкой аудитории.
- То есть процесс создания шуток у вас интуитивный?
— Да, более чем.
- Получается, нет никакой технологии, вы просто занимаетесь какими-то бытовыми делами, работаете, и совершенно неожиданно рождается шутка?
— Больше всего нравится шутить на актуальные темы. Но интуитивно. Когда появился интернет, возможно, технология проявилась в том, что у меня возникла потребность выдавать новый материал регулярно. Иногда сталкиваешься с проблемой вдохновения. Поэтому я очень люблю актуальные темы, новости, инфоповоды. Если появилось то, что все обсуждают — надо на эту тему придумать шутку. Это больше всего люблю.
Бывают такие дни, когда не происходит ничего – ни в стране, ни в мире. Ты сидишь целый день, и ничего. Появляется тревога: "Что за ситуация-то?! Нет новостей, и шутить не о чем!". Я больше отношусь к своим страницам в соцсетях как к развлекательному порталу, что ли.
Арнольду Шварценеггеру сделали серьёзную операцию на сердце, длившуюся несколько часов. После того, как он очнулся, первыми словами, которые он произнёс, была фраза: «I'm back!». Он обещал — он вернулся! pic.twitter.com/i64BDXpPD4
— Артём Дерягин (@DerArto) 31 марта 2018 г.
Меня часто обвиняют: "Как же так?! Эту фотку мы видели у другого, эту шутку слышали и раньше!". Но если я узнаю, что любой другой человек в Сети взял мою шутку, я отношусь к этому очень спокойно. Когда только появлялись соцсети и мессенджеры, было так: увидел смешную картинку – почему бы не переслать друзьям, посмеяться вместе? Я к своим подписчикам отношусь, как к друзьям из детства. Посмеялись, всем хорошо.
- Настоящий автор-юморист, на ваш взгляд, это душа компании и компанейский весельчак или серьезный человек со "вселенской тоской во взгляде" – мы же знаем расхожее мнение о клоуне с грустными глазами?
— Это все индивидуально. Я не могу назвать себя душой компании. Легко общаюсь, легко нахожу общий язык с людьми. Но совершенно не люблю светские мероприятия, походы в рестораны. Я очень домашний и семейный человек. При этом не могу сказать, что грустный и печальный – в жизни я законченный оптимист. В плохом настроении бываю очень редко, но и не душа компании.
- Юмор полезен или вреден – не проще ли решить проблему, чем посмеяться о ней и отвлечься, забыть?
— Я к проблемам отношусь по-другому. Могу их решать и не шутить. А могу решать и шутить. Они идут у меня параллельным курсом. Я и проблемы стараюсь решать с юмором, возможно, поэтому это и получается легко. А, возможно, проблемы у меня шуточные – тогда будем надеяться, что так будет и дальше.
- КВН уже не тот?
— Я продолжаю смотреть. Многие ругают, не любят. Я смотрю все выпуски, даже смотрю Премьер-лигу. Более того, частенько ходил на городской КВН, где играли наши карагандинские команды.
Я могу час смотреть КВН, услышать одну-две смешные шутки и мне этого будет достаточно, буду считать, что потрачено время не зря. Глупо отрицать – КВН стал политизирован, цензурирован, с шутками "на одну тему". Но я не помню выпуска, где не было бы ни одной смешной шутки. Поэтому отношусь к нему спокойно.
— Помимо юмора, мое хобби – это кино. Я очень много смотрю фильмов, недавно завел канал в Telegram, где пишу краткие обзоры о фильмах. Если сравнивать Twitter и Facebook – в Facebook пишутся длинные "полотна", много букв, много тем. В Twitter раньше было 140 символов, сейчас 280: короткие темы, быстро проходящие.
КВН – это Twitter, а кино это больше Facebook. Кавээновский юмор – более краткий, меткий. Я считаю, что кино может снять хороший писатель. А хороший юморист может придумать короткие шутки-вставки для сценария. Но цельный сценарий – это не про эту сферу. Поэтому, если человек думает, что раз он хорошо шутит в КВН, он сможет легко снять и хорошую комедию на 1,5 часа – это неуважение к людям из мира кино, которые учатся в университетах разным специальностям. Возможно, есть исключения.
- Есть Петросян и компания, юмор советско-постсоветской эстрады. Есть КВН, по сути, самодеятельность. Происхождение не совпадает. Но, на ваш взгляд, юмор – это универсальное понятие, и Петросян с выходцами из КВН, может быть, это одно и то же – все же просто: шутка или смешная или нет?
— Мне тяжело сравнивать, поскольку не являюсь поклонником творчества Евгения Вагановича Петросяна, а о его шутках судил только когда проходил мимо зала, а в зале перед телевизором сидел дедушка и очень сильно смеялся. Я несколько раз останавливался послушать, что же там такого смешного – но разочаровывался и проходил дальше. Но у каждого возраста свой формат и свой юмор.
Если ты с другом на кухне сидишь и шутишь на какую-то тему, можешь ее обсудить, поругать — включаешь телевизор, а там КВНщики делают это чуть более профессионально, чуть более тонко и чуть более смешно… Это всегда находило отклик. Сейчас потерялась связь с реальностью – ты обсуждаешь то, что происходит в мире, а в КВН шутят о совсем другом. Именно из-за этого, мне кажется, говорят, что КВН уже не тот. Не из-за "отсутствия харизмы", а именно из-за тем, на которые они шутят. Они стали чуть дальше от реальности.
Что касается Петросяна – мой дедушка продолжает его смотреть, смеяться, ему нравится. Возможно, когда я буду в возрасте моего дедушки, скачаю на диск Петросяна, и мне будет смешно. А возможно, мои внуки будут говорить – как этот "Камеди клаб", КВН можно смотреть, это ужас! К такому я тоже буду готов.
- А вам сколько лет, кстати?
— 27 лет будет в августе.
- Связываете ли вы в мыслях свое будущее и материальный достаток с написанием шуток?
— Я немного к этому скептически отношусь. Для меня это всю жизнь было хобби, и все это происходит с такой легкостью, что я не думаю о возможности зарабатывать так деньги. В моем понимании, — возможно это стереотип и неправильно, — деньги достаются только трудом, нужно работать, и только тогда ты заработаешь деньги.
Я отношусь скептически к тому, чтобы бросить свою основную работу, приносящую мне доход, проснуться утром, открыть ноутбук, придумывать шутки и начать зарабатывать за этом какие-то деньги. В это я не верю. И еще я очень "не рисковый" человек.
— Это не такие деньги, ради которых можно бросить основную работу или остаться только в этой сфере. Это, опять же, продолжение моего хобби. Условия этого сотрудничества – они больше про опыт, интересное сотрудничество и интересную сферу, в которой можно себя попробовать.
Когда я на это соглашался, финансовая сторона вопроса была далеко не самая главная. Я не отношусь к этой сфере как к приносящей доход. Самый распространенный способ монетизировать шутки в интернете – это все-таки реклама. Я веду аккаунты в Facebook и Twitter уже несколько лет и ни разу не соглашался на предложение дать рекламу за деньги.
Я же говорил, что отношусь к аудитории, как к друзьям. Как сказать: "Сегодня я пишу шутки, чтобы вы с радостью посмеялись, а сегодня, извините, реклама каких-нибудь таблеток или нижнего белья"? Я так не хочу. Если и буду когда-нибудь что-то рекламировать – то как другу: я попробовал, это классно, попробуй и ты. Но пока таких предложений не поступало.
- Ваше основное место работы связано с индустрией юмора?
— Моя работа вообще не связана с юмором. Я работаю региональным менеджером в компании, продающей мебельную фурнитуру. Работаю с регионами Казахстана, продаю мебельную фурнитуру, и здесь вообще не до шуток.