АСТАНА, 16 мар — Sputnik, Асем Миржекеева. Баталии развернулись вокруг ситуации с семилетним мальчиком из небольшого поселка Абай в Южно-Казахстанской области. Судьба одного ребенка, в которой, возможно, произошли трагические обстоятельства, всколыхнула страну. Кажется, что не осталось ни одного казахстанца, который до этого времени еще не успел выразить свою гражданскую или иную позицию по этому непростому и деликатному делу.
Балиева vs. Общество
Уполномоченная по правам ребенка Загипа Балиева 16 марта в 11.00 вышла к представителям средств массовой информации, которые собрались в службе центральных коммуникаций. После коротких сообщений о состоянии здоровья ребенка и его местонахождении в адрес омбудсмена посыпались вопросы, которые накопились у журналистов и общественников за последние дни.
"Ребенок совершенно спокоен, занимается, с ним работают психологи, после обеда он будет проходить врачебно-медицинскую комиссию. Подключатся еще психологи. Малыш играет с телефоном, который ему "Асыл бала" подарил. Сейчас "Жас улан" хочет подарить ему планшет, в который закачают развлекательные, развивающие игры. Он ждет этот планшет", — сообщила на брифинге Балиева.
Омбудсмен заверила, что ребенок и его законный представитель − бабушка − добровольно доставлены в Астану и права ребенка не нарушаются, он находится в безопасном месте.
Где мама?
Это, пожалуй, главный вопрос, ответ на который волновал многих собравшихся на пресс-конференции. Детский омбудсмен заявила, что все попытки связаться с матерью ребенка из ЮКО пока тщетны.
"Маму мы сами не можем найти уже несколько дней. Даже при мне сейчас пыталась тетя ребенка ей набрать, но она не берет телефон. Я не знаю, что происходит", — разведя руками, сказала Балиева.
Она также добавила, что ребенок скучает по матери и постоянно о ней спрашивает. Ранее, по словам Балиевой, мама по телефону сообщила, что не может приехать в Астану, так как у нее нет денег.
"Мы готовы оказать помощь ей. Потом мы снова ей позвонили, сказали, что окажем помощь. Но она сказала, что у нее болит голова и она перезвонит позже", — отмечает Балиева.
"Я, наверное, ему больше мама, чем мама из ЮКО", — огорошила журналистов она.
А кто эти люди?
После первых известий о трагическом случае под Шымкентом в социальных сетях стали появляться имена адвокатов, которые уверяли общественность, что представляют интересы школьника. По словам Балиевой, ни один адвокат или официальный представитель ребенка не обращался к ней.
Балиева пригласила всех заинтересованных адвокатов к кооперации.
"Пусть приезжают, будут около ребенка, защищают его права. Но один вопрос – если он адвокат, где он?" — говорит омбудсмен.
Другая правда
Параллельно в Алматы в офисе Международного бюро по правам человека проходила не менее оживленная пресс-конференция, спикеры которой — общественный деятель Аружан Саин и доверенное лицо ребенка Курмангазы Мусир.
Аружан Саин сразу же отметила, что не знает, контактировала ли мать ребенка с уполномоченным по правам ребенка Загипой Балиевой, но она поддерживает связь с мамой.
"Вчера мы встретились с мамой, она при нас звонила им (родственникам – прим. ред.) на все телефоны, но они были отключены. После вышло видео с бабушкой, где она говорит "спасибо". Но женщина, в свою очередь, утверждает, что не доверяет сказанному", — рассказала активист Аружан Саин.
По ее словам, мама ребенка находится в пути или уже в Астане. Единственное требование мамы — справедливое расследование.
"Мама — единственный кормилец в семье. Они действительно оралманы. К сожалению, бабушка не смогла устроиться на работу, там есть член семьи с ограниченными возможностями, и она (мать) — единственный кормилец в этой семье. Она честно говорит — я малограмотный человек, я с 8 класса работаю, я мыла туалеты, мыла посуду. Сейчас она освоила профессию по общепиту и она является уже хорошим специалистом. Она сама зарабатывает себе на жизнь", — рассказала о маме ребенка Аружан Саин.
Мой документ в деле
"Я написал обращения на имя начальника ДВД ЮКО, на имя акима, на имя прокурора области. В результате прошло более двух месяцев, никаких ответов по моим обращениям я не получил. Мы попросили генпрокурора, чтобы он взял на контроль это дело", — заявил он в пресс-центре Казахстанского международного бюро по правам человека (КМБПЧ) в Алматы.
Он также отметил, что доверенность на ребенка, которую до сих пор не видела детский омбудсмен, находится в материалах уголовного дела.
Вмешайтесь кто-нибудь еще
Во время пресс-конференции в Алматы прозвучало еще одно мнение. Заместитель директора КМБПЧ Роза Акылбекова призвала вмешаться в дело ЮНИСЕФ, чтобы наладить ситуацию с соблюдением прав ребенка и восстановить справедливость.
"Призываю ООН отправить своего эксперта, который поможет в разрешении этой ситуации", — заключила она.
Посмотрите, с ним все в порядке?
Несколько раз в ходе пресс-конференции Загипа Балиева спрашивала у присутствующих: "Скажите, что мне еще надо сделать? Как еще помочь? Я сделаю".
По итогам долгих споров журналист "31 канала" Илья Рыбин и общественник Анатолий Ким отправились вместе с омбудсменом к ребенку.
"Он находится в комфортных условиях. С ним очень много специалистов работает. Очень спокойный, играет. Он подбежал к нам, показал новый телефон и рассказал стишок", — уже по возвращению поделился с коллегами Рыбин.
Она приедет
Во второй половине дня, уже во Дворце мира и согласия, куда вновь приехали журналисты, Загипа Балиева сообщила, что мама ребенка все-таки вышла с ней на связь.
Омбудсмен отметила, что мама и ребёнок встретятся сразу, как только она прибудет в Астану. Бабушка первоклассника отказалась от комментариев для СМИ.
Долгожданное слово
Также во второй половине дня 16 марта Генеральная прокуратура распространило пресс-релизы с заявлением, что ход расследования уголовного дела находится на контроле Генеральной прокуратуры и досудебное расследование принято в производство специального прокурора.
Кроме того, в ГП заверили, что к проведению комплексной судебно-медицинской экспертизы будут привлечены квалифицированные специалисты с учетом ходатайств всех участников процесса.
Общественный конфликт
Уполномоченный по правам человека Аскар Шакиров обратился к Генеральному прокурору с просьбой создать специальную группу по расследованию дела, связанного с насилием в отношении несовершеннолетнего в Южно-Казахстанской области.
"Анализ вышеизложенного, к сожалению, свидетельствует о том, что данный инцидент вместо его урегулирования переходит в стадию общественного конфликта, причиняя, прежде всего, ущерб интересам пострадавшего ребенка", — говорится в заявлении омбудсмена.
По его мнению, в средствах массовой информации, включая социальные сети, в указанном контексте дается неоднозначная и порой нелестная оценка происходящих событий. Сообщения, поступающие из различных источников, в том числе официальных, зачастую противоречат друг другу или не соответствуют действительности, а в отдельных случаях содержат некорректные и некомпетентные формулировки правозащитных и правовых вопросов.