АСТАНА, 15 мар — Sputnik, Ксения Воронина. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) выражает глубокую обеспокоенность по поводу сообщений о случаях насилия в отношении детей, говорится в официальном заявлении организации.
"Что касается инцидента в Южно-Казахстанской области, ЮНИСЕФ отслеживает ситуацию и поддерживает постоянный контакт с уполномоченными органами и партнерами", — отметили в организации.
ЮНИСЕФ подчеркивает, что продолжает работу с партнерами всех секторов по развитию системы предотвращения и реагирования на все формы насилия в отношении детей.
Трагедию можно предотвратить
Уже два года в Актау при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) работает центр помощи несовершеннолетним жертвам и свидетелям преступлений. Проект реализуется общественным объединением "Мейерим".
За это время полную реабилитацию прошли 50 малолетних жертв насилия, в том числе и сексуального характера. Также сотрудники центра работают с родителями пострадавших детей, помогают обратившимся к ним взрослым, пережившим насилие в детстве, а также с детьми, переживающими развод родителей.
В настоящее время делегация ЮНИСЕФ во главе с региональным директором по коммуникациям ЮНИСЕФ в Европе и Центральной Азии Чулхо Хьюном находится в Актау для документирования реальных историй семей, прошедших реабилитацию.
Сейчас пилотный проект находится на этапе, когда ведется документирование и оценка этой работы независимыми экспертами. Задача ЮНИСЕФ — показать эффективность предложенной системы, но дальнейшим распространением должно заниматься правительство страны.
"Предварительные результаты будут представлены на конференции в мае в Астане совместно с госорганами, Европейским союзом и партнерами, которые были вовлечены в эту работу. По итогам все результаты будут переданы для репликации и внедрения в других регионах Казахстана", — отметила Алыбекова.
- Если бы программа уже работала в Казахстане, как сложилась бы ситуация с ребенком из Южного Казахстана?
— Скорее всего, конфликт удалось бы выявить на ранней стадии. Классные руководители замечают изменения в поведении ребенка, они должны находиться в контакте с психологами, которые работают с центрами. И центры автоматически информируются о том, что происходит с детьми и могут оказать своевременную помощь. Они бы не позволили случиться тому, что произошло.
- А если бы насилие все-таки произошло?
— Психологи и соцработники центров владеют техниками, как нужно поговорить с ребенком, чтобы он мог достоверно изложить все, что с ним произошло, при этом не травмируя его. Реагирование происходит быстрее. Центры имеют квалифицированного социального работника и юриста, которые сопровождают ребенка в полиции, при допросах, в медицинском кабинете, при беседе со следственным судьей и так далее.
Кроме того, мы видим, что подобные центры необходимы для сопровождения и реабилитации ребенка. Для ребенка лучше, если это происходит вне стен суда и полиции. Отдельно стоящие центры меньше травмируют детей.
- Как быть со второй стороной: в деле ЮКО это тоже дети, к которым, наверняка, тоже нужен особый подход?
— Должна вестись серьезная психологическая работа с этими детьми, их семьями. Необходимо установить причины, почему они так проявляют свою агрессию. У нас есть еще два пилотных проекта: в Кызылорде — профилактика правонарушений среди детей, находящихся в высоком риске совершения преступлений, и в Усть-Каменогорске — программа по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом.
Установив с этими детьми правильный контакт и поработав с их окружением, определив индивидуальные особенности ребенка и способы самореализации, перенаправив агрессию в спорт или творчество, детям помогают реабилитироваться. Они осознают свою вину, ошибку, раскаиваются и уже не совершают противоправных действий. Во многих случаях им просто не хватает внимания, поддержки взрослого, лидера.
- Насилие может быть причиной такого поведения?
— У насилия в семье есть много последствий. Исследования показывают, что насилие влияет на поведение, успеваемость ребенка — он становится замкнутым или, наоборот, агрессивным, в зависимости от характера и психотипа ребенка.
***
Судебно-медицинская экспертиза, которую провели в регионе, не подтвердила факт насильственных действий сексуального характера в отношении первоклассника. При этом, как сообщил односельчанин, мальчика насиловали не менее десяти раз подростки из неблагополучной семьи, а родственники директора местной школы могли "замять" дело с помощью связей, в том числе в полиции.
К резонансному делу подключились общественные деятели и соответствующие ведомства.