АСТАНА, 21 фев — Sputnik. Отчет акима перед общественностью – мероприятие традиционное, из года в год формат не меняется: сначала градоначальник рассказывает о том, что сделал и чем планирует заниматься дальше, а затем отвечает на вопросы собравшихся.
Вот и в этот раз аким много говорил о своей успешной работе и о рисках, на которые вынужден идти, когда его шантажируют. Впрочем, обо всем по порядку…
Алматы глазами акима
"В 2016 году по Алматы в экономику вовлечено имущества и денег на 3,9 триллиона тенге, то есть это ежегодно дает нам по 100 миллиардов тенге в виде налогов", – уточнил Байбек.
По его словам, уже сегодня 54% безналичных расчетов во всем Казахстане приходится на Алматы. Это благодаря внедрению безналичных платежей на общественном транспорте, парковках и объектах досуга.
"Что такое городской бюджет — это те же налоги. Почему мы боремся с теневой экономикой? Каждый, кто не платит налоги, забирает из бюджета, а бюджет это деньги, которые мы даем горожанам", — сказал аким.
Он также рассказал, что в городе выявлено 14,5 тысяч безработных, не имеющих официального дохода, не участвующих в накопительной пенсионной системе и не платящих налоги. Их всех, считает аким, необходимо трудоустроить, к тому же, согласно данным городского Центра занятости, в городе имеется около 35 тысяч вакансий.
"Благодаря Думану Копасову по улице Брусиловского снесена незаконная летняя пристройка кафе, а тротуар возвращен пешеходам, — привел пример аким. — По обращению Елены Лысенко, восстановлено освещение в подземном переходе на Восточной объездной дороге рядом со школой №53 и таких фактов много".
Сакена Жусупбекова аким назвал "общественным инспектором" — неравнодушный горожанин более 30 раз сообщал акимату о незаконной вырубке деревьев и отсутствии люков.
Про "гребут деньги лопатой"
Больше всего аким критиковал работу общественного транспорта и состояние автобусов.
"Не надо забывать, что в Алматы с 2012 года проезд стоит 80 тенге, а на тот момент это был самый высокий тариф! – подчеркнул Байбек. — Легализацию денег в этой сфере мы начали два года назад, то есть 20 лет все автобусные парки лопатой гребли деньги и выводили в "серую". При этом субсидии получали, помощь и прочие дела. За все эти годы куда делись деньги?"
Теперь в акимате знают, что с учетом поддержки государства объем рынка перевозок составляет 20 миллиардов тенге. Благодаря работе акимата на 30% обновлен автобусный парк.
Вообще, по мнению градоначальника, успешный бизнес не тот, который много зарабатывает, а тот который умеет экономить. В связи с этим он официально заявил перевозчикам, никакого повышения тарифа не будет, пока качество не поднимется до более высокого уровня, которого требуют продвинутые алматинцы.
О том, кто такие пешеходы
Говоря о проблемах общественного транспорта Байбек дал новое определение пешеходам. "Кто такие пешеходы – это те, кто не может купить себе машину – ходит пешком, то есть простые наши алматинцы", — сказал градоначальник.
Аким отметил, что себестоимость одной поездки в метро составляет 713 тенге, тогда как для горожан стоимость составляет 80 тенге, для льготных категорий – 40. Разницу покрывают субсидии – в год это 4 миллиарда тенге. Кроме того на некоторых автобусных маршрутах себестоимость поездки в 10-15 раз превышает утвержденный тариф 80 тенге.
"То есть тариф в 10-15 превышает и город все субсидирует, для улучшения экологии и удобства горожан мы идем на эти расходы. Это огромная поддержка простых алматинцев, — сказал Байбек и уточнил, что субсидии включают полное покрытие убытков перевозчиков и даже 15%-ную рентабельность. — В договоре с перевозчиками предусмотрены штрафные санкции за нерегулярность, невыход в вечернее время, хамство водителей. Но эти факты не прекращаются. Мы еще раз повторяем должно быть качество, должен быть сервис, люди не должны стоять на остановках". Почему Варламов раскритиковал Алматы >>
Про монополистов, которые хотят повысить тариф
"Отмечается неэффективная робота монополистов", — сказал аким.
За последние пять лет поставщики тепла восемь раз подавали заявки на увеличение тарифа в антимонопольный комитет. К тому же монополисты говорили акиму, что если им не разрешат повысить тариф, то они не отремонтируют сети и не будет у горожан тепла.
"И вот каждый раз думаешь, буду рисковать или не буду? Откуда брать деньги? Восемь раз подавали заявки и только три раза получили разрешение. Разницу субсидировал акимат", — посетовал градоначальник.
При этом он подчеркнул, что средний износ инженерных сетей составляет 63% и это критичный показатель.
"Почти 1,5 миллиона человек получают коммунальные услуги по ценам, которые мы сдерживаем. А это почти 80% населения города. Если бы акимат не предоставлял эти субсидии, все три года потребители платили бы за тепло на 35% больше", — сказал Байбек.
По словам главы города, оплата за тепло в 1-комнатной квартире составила бы на 2,5 тысячи больше, а в 3-х комнатной — на 4,5 тысячи. А за воду пришлось платить бы в 2,5 раза больше.
Впрочем, в 40% домов до сих пор не установлены общедомовые приборы учета и жители этих домов платят за тепло на 36% больше, чем могли бы.
Про строительство Кок Жайляу
Горнолыжный курорт в урочище Кок Жайляу построят. В акимате считают что знают, как сделать так, чтобы все это не выглядело варварским уничтожением природы. В начале лета городские власти планирует презентовать новое технико-экономическое обоснование круглогодичного курорта Кок Жайляу.
Аким уверен, что этот проект будет успешным и экологичным. Он рассказал, что курорт будет круглогодичным, с акцентом на пеший туризм.
Байбек в очередной раз подчеркнул, что "строительство частных коттеджей на Кок Жайляу не предусмотрено". Проектом занимается французская компания, а оценку соответствия экологическим стандартам будут делать экологи с мировым именем.