Простое прочтение предлагаемых дополнений оставило за собой неприятно пахнущий шлейф. Озарение пришло неспроста: пожелавшие остаться в тени эксперты подсказали с направлением.
Что закон грядущий нам готовит?
Проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений" предполагает следующее: госслужащий не вправе быть инициатором создания, а также участником (членом) религиозного объединения.
Получается, что государственные служащие не смогут быть даже рядовыми членами религиозного объединения. А как определить членство человека в Русской православной церкви или Духовном управлении мусульман Казахстана?
Пахнет дискриминацией и нарушением Конституции, принятой приверженным идеалам свободы обществом. Неужели им придется отказаться даже от веры в макаронного монстра?
Впрочем, говорят, что госслужащим и так с недавних пор негласно запрещено посещать мечети.
Рассуждения о монотеизме
Авторы законопроекта также хотят прописать в законе понятие "религиозный радикализм".
"Религиозный радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность лица религиозным взглядам и вероубеждениям, сопровождаемая призывами и действиями по навязыванию иным лицам беспрекословного выполнения религиозных предписаний и догм" (поправки в подпункт 10, статья 1).
Экспертные сообщества до сих пор не сходятся во мнении о том, что есть на самом деле религиозный радикализм и можно ли найти ему точное определение.
Дефиниция, которую предлагают авторы законопроекта, противоречивая. Абсолютный монотеизм в Исламе, единобожие в Христианстве и догматы Иудаизма разве не предполагают ту самую веру без всяких компромиссов, о которой пишут авторы?
Слава Богу, я атеист
Поправки в закон о религии предполагают штрафы за оскорбление чувств верующих и неверующих по мотивам отношения к религии. При этом четких определений нет.
Воспрепятствование законной религиозной деятельности, а равно нарушение гражданских прав физических лиц или оскорбление чувств и достоинства верующих и (или) неверующих по мотивам отношения к религии… влекут штраф… (поправки в статью 490).
Расплачиваться обидчикам придется монетой: физлицам грозит штраф в 50 МРП, должностным — 100 МРП, а юридическим лицам — 250 МРП.
Честно говоря, сморкающиеся на улице без носовых платков индивидуумы, псевдопатриоты, люди, инвестирующие средства налогоплательщиков в заведомо провальные проекты, оскорбляют мою веру в человечество. Что с этим-то делать?
Предполагаю, что многочисленным пабликам в социальных сетях, уделяющих особое внимание религиозной теме, придется свою деятельность сворачивать.
Еще чуть-чуть, и прямо в рай
В 2014 году спецдокладчик ООН Хайнер Билефельдт заявлял, что обязательную регистрацию религиозных групп в Казахстане надо упразднить. По его словам, не отвечающие требованиям общины находятся в правовой незащищенности.
И вот еще. Озвученная в кулуарах мысль о том, что предлагаемые поправки в казахстанское законодательство эхом отзываются в политике географически близкого Китая, показалась мне небезосновательной.
В Поднебесной запрещено "искать ценности в религии", а члены коммунистической партии могут молиться только на Маркса и его труды. "Китаизация" религий в стране становится своеобразной стеной против радикальной идеологии исламистов соседнего Афганистана. Впрочем, Китай — другая страна, почти отдельная вселенная.