АСТАНА, 6 фев — Sputnik, Сергей Ким. Законопроект "О Совете Безопасности" может готовить условия для транзита власти в стране, считает директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев.
В конце января в парламент был внесен проект закона "О Совете Безопасности в Республике Казахстан". Одна из статей документа предполагает, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев получит право пожизненно возглавлять Совбез страны.
Впрочем, политолог делает оговорку: работа над законопроектом продолжается, и пока неизвестно, в каком виде документ ляжет на подпись в итоге. Но собеседник усматривает связь законопроекта с прошлогодними изменениями в закон "О выборах". Как бы то ни было, присутствие Назарбаева в политическом поле позволит осуществить транзит власти без "эксцессов", считает Чеботарев.
Почему возможна очередная конституционная реформа, когда произойдет переход власти, и как может быть реформирован Совет Безопасности, политолог рассказал в интервью Sputnik Казахстан.
- Сам Совет Безопасности был создан еще в 90-х годах. Что может измениться в случае принятия законопроекта?
— Самым существенным в этом законопроекте, конечно, является то, что первому президенту Республики Казахстан, Елбасы, принадлежит право пожизненно возглавлять Совет Безопасности. Более того, в его полномочия, согласно законопроекту, входит возможность давать поручения членам Совета, а среди членов совета – действующий президент, спикеры обеих палат Парламента, премьер-министр, государственный секретарь, руководитель администрации президента. То есть, по идее, через Совет Безопасности Лидер Нации, получается, сможет управлять страной.
Это создание чего-то вроде иранской политической системы, где есть высший лидер, есть президент. Что-то подобное, возможно, будет у нас.
- Получается, полномочия председателя Совета Безопасности расширены? Разве ранее он не мог формулировать те или иные решения, обязательные к исполнению?
- Давайте сразу уточним: ранее была должность Секретаря Совета Безопасности. И секретарь все-таки подчинялся президенту. Так?
- Этот законопроект – признак скорого транзита власти?
- Я прочитал ваш пост в Facebook, посвященный законопроекту. Вы назвали Совет Безопасности, простите за тавтологию, "подушкой безопасности", которая может помочь осуществить транзит власти без "межэлитных эксцессов". Каким образом Совет может исполнить эту функцию?
— Понимаете, если транзит власти пройдет, скажем так, при участии Лидера Нации, это будет один формат. Лидер Нации будет контролировать ситуацию, процессом транзита, и не будет обострения между группами влияния, которые будут бороться за власть. Может быть, даже борьбы не будет.
То есть у нас транзит власти произойдет не путем ухода действующего главы государства из политической жизни страны, а путем его перехода на новую позицию. В принципе, у него уже есть эта позиция, — Лидер Нации, — другое дело, что у нее нет каких-то конкретных властных полномочий. Теперь, если Лидер Нации станет еще и председателем Совета Безопасности, понятно, что это уже будут конкретные властные полномочия.
- Законопроект – это продолжение процесса, заложенного конституционной реформой, перераспределившей полномочия между ветвями власти?
- Если вы предполагаете, что может произойти еще одна конституционная реформа – что будет реформироваться?
— Это реформа может быть направлена на то, чтобы выстроить какую-то оптимальную модель взаимодействия трех ключевых институтов власти – президента, парламента и правительства. И, возможно, по этой реформе полномочия президента могут быть сокращены.
- Создание двух ключевых постов – председателя Совета безопасности и президента – это шаг к либерализации? Как возможные изменения можно охарактеризовать?
- Когда над президентом есть высший руководитель?
— Получается, да. Но понятно, что если пожизненно в Совете Безопасности будет Нурсултан Назарбаев, то только он является Лидером Нации. В будущем, в дальнейшем, уже трудно предположить, сохранится ли эта модель. По крайней мере, она может быть именно переходной, для того, чтобы осуществить в стабильном русле процесс транзита власти.
- Если мы говорим о реформировании Совета Безопасности с учетом законопроекта, можно ли сказать, что очертания модели перехода власти уже видны?
Потому что в прошлом году были приняты поправки в "Закон о выборах", которые ограничивают возможность для выдвижения кандидатов в президенты. Получается, президент готовит плацдарм для своего потенциального преемника.
- А до того, как вы узнали о новом законопроекте, у вас были предположения о возможности такой модели в Казахстане?
— Да, я в свое время неоднократно прогнозировал, что мы будем двигаться к иранской модели. В принципе, в какой-то степени, мои прогнозы оправдываются. Но давайте дождемся, когда закон будет принят. Мы не знаем, что поменяется.