АСТАНА, 26 янв — Sputnik. Суды не должны быть подвержены доводам обвинения, считает глава Верховного суда Казахстана Жакип Асанов.
В ходе расширенного совещания Асанов обратил внимание присутствующих на то, какие вопросы возникают у простых граждан во время судебного процесса. В частности, он сказал, что граждане видят, как суд выносит разные решения по схожим делам.
"Возьмем уголовный процесс. Почему критикуют суд? Главная критика в уголовном процессе: говорят, суд "заряжен" на обвинительный уклон. Следователь собирает материалы и сам же признает их доказательством. Доказательство это или нет, решает сторона обвинения. У стороны защиты такого права нет. Это нарушает принцип равноправия. Поэтому эксперты взывают: признавать что-то доказательством должен только суд, а не полиция и прокуратура. Суд не должен быть связан с предварительной доказанностью и подвержен доводам обвинения", — сказал Асанов на расширенном совещании судей по итогам за 2017 год.
Однако, по его словам, читая дело, у судьи еще до процесса создается парадигма виновности обвиняемого и ему уже сложно адекватно воспринимать доводы защиты. Глава Верховного суда также попросил обратить внимание на язык обвинительных актов, которые "построены на категорических, однозначных глаголах".
"Совершил", "украл", и так далее. Уже до суда все решили. В международных судах стиль абсолютно другой. Там сторона обвинения обстоятельства излагает другим языком. Как "предполагать", "заявлять", "утверждать" и так далее. Это называется эффект прайнинга — когда первоначальная установка влияет на подсознание и последующее поведение человека. В данном случае, судьи", — продолжил Асанов.
В пример он привел исследование, которое проводилось в Гарварде, когда взяли две группы людей. Одной дали рисунок молодой девушки, а второй — пожилой женщины. Группы смотрели на свои картинки по 10 секунд, а позже двум группам показали один совмещенный рисунок из показанных ранее двух образов.
Также он обратил внимание присутствующих на формализм в суде, который ограничен рамками и пассивен, оценивая лишь документы, которые ему предоставляют стороны.
"А как в Германии? Судья ведет беседу с истцом и ответчиком, и спрашивает, кто чего хочет. Потом он видит документы, если кто-то не так оформил иск, неправильно указал предмет иска, неправильно сформулировал, то судья об этом говорит и разъясняет все по-человечески. У наших же судей таких прав нет. Знает, как надо делать, но не имеет права говорить. Это что за процесс такой? Конечно, у людей масса вопросов возникает. Им же не объяснишь тонкостей нашего процессуального законодательства. Это им сложно объяснить, потому что они не поймут. У них обычная человеческая бытовая логика. Пройдя круги ада нашей бюрократии, и даже выиграв дело, будут ли считать такие мытарства справедливыми?", — сказал Жакип Асанов.
В ходе своего выступления Жакип Асанов обратился к судейскому корпусу, отметив, какие цели и задачи перед ним поставил президент Нурсултан Назарбаев при назначении на должность председателя Верховного суда.
"Елбасы, представляя меня на эту должность, поставил главную задачу — повысить доверие наших людей к судам. Верховенство закона будет обеспечено тогда, когда граждане будут получать справедливое решение суда. Сейчас об этом говорить рано. Это не мои слова, это слова главы государства летом прошлого года… За это короткое время мне некорректно говорить о каких-то изъянах в судебной системе, и тем более провозглашать кардинальные изменения", — отметил Жакип Асанов.
При этом Асанов подчеркнул, что никаких реформ предлагаться не будет.