Уходящий год с размеренной уездной жизнью запомнится надолго. Разногласия с соседним Кыргызстаном, события международных размеров, которые вдруг нам оказываются впору, новые законы. Краткий гид по самым значимым для страны политическим событиям представляет Sputnik Казахстан.
Конфликт с Кыргызстаном
То, что произошло как на общей казахстанско-кыргызстанской границе, так и в информационных полях обеих стран, можно называть и конфликтом, и кризисом, а можно спорить о том, как это называть, еще долго. Но история, дописанная практически на днях, продемонстрировала два давно известных факта. Первый — поругаться могут и самые близкие, второй — милые бранятся только тешатся.
Атамбаев, будто забрасывая пробный камень через технические возможности телеканала Euronews, "порезвился" за границей, вспомнив в интервью о событиях 2010 года. По формулировке главы соседнего государства, тогда Казахстан устроил им блокаду и даже были человеческие жертвы. Возможно, опытным политикам и пришло бы в голову, что неспроста все это, но спустя полгода, ближе к выборам, Атамбаев вновь заговорил, да так, что его цитаты стали главными информационными поводами целого месяца в обеих странах. Молчание Назарбаева при этом сильно снизило уровень дискуссии: возможно, это было сделано намерено. С казахстанской стороны, кроме депутатов, например, высказался председатель сената Касымжомарт Токаев, да и то в Twitter.
Как бы то ни было, эта пауза оказалась удобной во время встреч с избранным президентом КР Сооронбаем Жээнбековым и ускорила налаживание отношений. Жээнбеков же демонстрирует отсутствие нравственных категорий в политике как таковой: когда и Атамбаеву — "героя" сразу после избрания, и в Астану с визитом зарывать топор войны. Впрочем, и Герой Кыргызстана Атамбаев когда-то в гостях восхищался и хвалил.
ЭКСПО-2017
Когда ЭКСПО стало у нас политическим событием? В декабре 2012 года, когда стало известно о проведении Специализированной всемирной выставки в Астане. ЭКСПО — это про международный имидж, а, значит, про внешнюю политику. Появились и внутренние причины придать событию новое значение. Коррупционный скандал и скорый суд над руководителями АО "НК "Астана ЭКСПО-2017", включая экс-председателя компании Талгата Ермегияева, а также над причастными к строительству выставочной инфраструктуры лицами, окончательно перевел ЭКСПО в ряд исключительно важных для страны проектов, ввиду оказавшегося под угрозой срыва сроков. Тем более на смену Ермегияеву был назначен бывший аким Алматы Ахметжан Есимов, быстро переведенный на пост кризис-менеджера с политической должности. И крепкий хозяйственник Есимов справился: все прошло в сроки и гладко.
Sputnik Казахстан, который написал серию материалов о приключениях Палмера, через несколько дней оказался заблокирован для доступа, то ли по воле случая, то ли по чьей-то указке.
Империя наносит ответный удар: некоторые блогеры, потянувшиеся вереницей в Астану, запели оды благолепию "зеленых" демонстрируемых технологий. Уже после окончания выставки политолог Досым Сатпаев запомнился ретрансляцией шутки режиссера Ермека Турсунова: "В то время, как под мощные салюты открывали ЭКСПО с лозунгами о развитии "зеленых" технологий в Казахстане, буквально в двухстах километрах от Астаны люди освещали фонариками смартфонов дорогу в туалет". С другой стороны, только время покажет — грозят ли нам "зеленые" технологии в будущем.
Закон о СМИ
Изменения, внесенные в закон о СМИ, больше касаются внутренней политики. Так, по мнению исполняющей обязанности главы Союза журналистов Казахстана Тамары Калеевой, в новый закон внесены пункты, против которых она долгие месяцы протестовала.
Эту новость хорошо подчеркивает другое событие этого же года, когда Медеуский районный суд Алматы вынес решение о взыскании с журналистов Ratel.kz и Forbes.kz 50 миллионов 200 тысяч тенге в пользу Зейнуллы и Ильхалида Какимжановых (Зейнулла Какимжанов — экс-министр финансов — прим.). Не надо быть победителем "Битвы экстрасенсов", чтобы угадать — обратись журналисты к герою публикации за разрешением написать о нем, получили бы от ворот поворот. Ожидаемые аргументы вроде "зато до суда бы не дошло" уравновешиваются обеспокоенностью общественников положением дел со свободой слова после принятия нового закона. Судя по комментариям Союза журналистов, на жанре "журналистское расследование" можно будет поставить крест.
Ужесточение "религиозного" законодательства
Если государство с религиозной политикой определилось уже давно, то этот год можно назвать поворотным, потому что в 2017-м власти сделали сразу несколько больших шагов, чтобы правила игры гораздо более очевидными.
Кроме того, стало известно о разрабатываемой новой государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Ее бюджет еще не известен, однако, опираясь на знания о первой попытке вовлечь почти все министерства и силовые ведомства в антитеррористическую кампанию с аналогичной программой 2013 года, речь может идти о миллиардах бюджетных тенге, которые будут потрачены до 2020 года.
Астанинский процесс
Гордость отечественной дипломатии: Астана в одном ряду с Женевой. Переговоры мировых лидеров по Сирии проходят и в казахстанской столице. Год показал: диалог в рамках Астанинского процесса о тех же зонах деэскалации вполне продуктивен, и ситуация в Сирии меняется на глазах. Скептики, ранее утверждающие о попытке России создать альтернативную женевской переговорную площадку, разочарованы: Астанинский процесс стал удачным дополнением для Женевского. За год проведено восемь раундов переговоров. Последний из них глава МИД Кайрат Абдрахманов назвал прорывным: заключены договоренности между странами-гарантами о рабочей группе по обмену военнопленными, разминировании объектов ЮНЕСКО.
Суд над Аблязовым и сообщниками
Беглый банкир Мухтар Аблязов, укрывшийся в соцсетях, но вроде бы вычеркнутый из повестки дня, оказался под пристальным вниманием следственных органов и журналистов в первом полугодии. Дело о хищениях в БТА-банке передано в алматинский уголовный суд. На заседаниях банкира нет, зато он периодически дает о себе знать в онлайн-трансляциях. Дело политическое потому, что Аблязов заявляет о себе не только как о финансисте, ведь до вступления в должность в БТА-банке он политикой занимался весьма активно. Подсудимый был обвинен в создании преступного сообщества из более чем 100 граждан разных стран для крупных денежных махинаций. 500-страничное обвинительное заключение зачитывалось три дня.
Беглый банкир продолжает появляться в онлайн-трансляциях. Появляются слухи о совпадении блокировок соцсетей с выступлениями Аблязова в интернете. Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев на журналистский вопрос "Доколе?" ответит однозначно: "Аблязов не управляет интернетом Казахстана". Доказать обратное возможности ни у кого нет.
Куандык Бишимбаев под следствием
37-летний "болашаковец" и экс-министр национальной экономики Куандык Бишимбаев был задержан 10 января Нацбюро по противодействию коррупции. Вскоре последовала санкция на арест: Бишимбаев подозревался в присвоении или растрате вверенного чужого имущества, а также в получении взятки. Сейчас молодого экс-министра судят: ему предъявлено серьезное обвинение.
На днях Нурсултан Назарбаев сказал, что все еще не разочаровался в молодых кадрах.
Латиница и модернизация сознания
О необходимости модернизации сознания президент Нурсултан Назарбаев заявил в небольшой по объему статье. Главное, что поняли читатели, сознание которых в мгновение ока оказалось под угрозой этой самой модернизации — скоро казахский язык переведут с кириллического алфавита на латинский.
Общество разделилось на два лагеря: к противникам быстрой латинизации неожиданно для многих примкнул, например, Олжас Сулейменов. Гражданин-поэт заявил об опасности замедления развития народа в связи с переходом на новую графику. У оппонентов этой точки зрения нашлись другие аргументы: латиница удобна, так как есть в любой клавиатуре, многие тюркоязычные страны на нее уже перешли, кириллица плохо "обслуживала" потребности языка. Горячие дискуссии не прекращались долгие месяцы. Масла в огонь подлил один из первых вариантов — "с диграфами". Тут же появился мем "saebiz", по-казахски "морковь". И все было бы именно так —"saebiz", но 27 ноября в стране утвержден новый алфавит.
Зерна модернизации упали на благодатную почву. Запахло скандалом, когда министерство культуры и спорта попросили на разработку конвертера с кириллического казахского на латинский 56 миллионов тенге. Дело в том, что программист из Алматы Никита Баев создал аналогичный конвертер бесплатно и всего за два часа.
Но не латиницей единой: модернизация сознания под массовым маркетинговым брендом "Рухани жангыру" прочно засела в недомодернизированных головах казахстанцев. Кульминацией хаотичного процесса осознания перемен стал костюм воспитанника Айыртауского детского дома, пришедшего на елку в Петропавловске. Костюм "Рухани жангыру" оказался красивее костюма "Байтерека".