АСТАНА, 13 дек — Sputnik, Сергей Ким. Возможные последствия вывода российских войск из Сирии Sputnik Казахстан обсудил с руководителем алматинского офиса Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Аскаром Нуршой. Собеседник высказал мнение о том, как приказ Путина может отразиться на Астанинском переговорном процессе и почему немалая часть российских военных покидает Сирию именно сейчас.
- Путин отдал приказ о выводе войск из Сирии. Сирийская война подходит к концу?
- Может ли каким-то образом вывод российских войск отразиться на повестке дня Астанинского процесса?
— Я бы сказал, что сейчас между разными участниками сирийского урегулирования идут переговоры о судьбе Башара Асада. И, естественно, что для России важно, чтобы после ее ухода действующий режим не рухнул. Россия вмешалась в конфликт тогда, когда оппоненты действующей власти Сирии практически осадили Дамаск и брали один квартал за другим. Поэтому, есть такой риск, что ситуация может повториться. Другой момент, что военные ресурсы ИГИЛ были подточены, поскольку вести боевые действия на несколько фронтов против регулярной армии для нее оказалось невозможным. Исход был предрешен.
- Есть ли риск возвращения боевиков из приграничных территорий в Сирию после вывода российских войск?
- А может ли, таким образом, вывод войск, наоборот, затянуть конфликт, в том числе на территории Сирии?
— Проблема в том, что сирийский кризис представляет из себя несколько узлов. Разрубание одного узла не приводит к автоматическому разрубанию других. Вот в чем проблема. Условно можно выделить три "внутрисирийские" стороны конфликта: сирийское правительство во главе с Асадом, террористы и сирийская оппозиция.
С уходом "Исламского государства" (запрещена в Казахстане, России и ряде других — прим.) − а об его окончательном уходе из региона все еще говорить преждевременно − сохраняются противоречия между сирийским правительством и оппозицией. Базовый конфликт − будущее Сирии, политическое устройство − будет в отсутствии террористов решаться правительством и оппозицией.
- В контексте возможности обострения конфликта правительства Башара Асада с оппозицией почему России нужно вывести тот военный контингент именно сейчас?
— Мне кажется, для России здесь важно, чтобы она не попала, как Советский Союз, во "второй Афганистан". Скажем, "афганский" фактор постоянно витает в политико-общественном пространстве России. Москва не увязла в сирийском конфликте.
Возникает вопрос, насколько боеспособными остаются сирийские правительственные войска, сохранился ли у них ресурс? И второй вопрос – как поведет себя оппозиция. Все это будет решаться на площадках не только Астаны, но и Женевы.