АСТАНА, 12 дек — Sputnik, Дмитрий Покидаев. Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев во вторник на заседании правительства пресек на корню попытку министерства национальной экономики размножить бюрократию в стране под флагом борьбы за счастье потребителей.
"Мы считаем возможным наделить уполномоченные органы компетенцией по осуществлению мониторинга и, в случае необходимости, — контроля за соблюдением законодательства в сфере прав потребителей, — сказал глава министерства. — Мы не говорим о мониторинге и контроле за самими субъектами бизнеса, а о так называемом "контроле за контролерами", за тем, насколько эффективно другие госорганы реализуют свои функции по защите прав потребителей", — уточнил он.
Премьер, в свою очередь, дал понять, что он намерения Миннацэкономики хорошо понял, когда сказал, что вот этот момент в выступлении Сулейменова он "не понял особо".
"Потом надо будет за теми контролерами тоже контролировать, и бесконечно будем ходить друг за другом, — обратился он к докладчику. — Мне кажется, здесь надо другой механизм придумать, а не бесконечно друг за другом следить: это неправильно, мне кажется, надо другой механизм придумать", — настойчиво повторил премьер.
За счастье потребителя пусть платит монополист
Все остальные подходы самозабвенной борьбы за покупательское счастье, предложенные Сулейменовым, премьером были одобрены. Ну, не совсем самозабвенной, правда: стимулировать деятельность обществ прав потребителей тенге экономическое ведомство предложило за счет монополистов, а не бюджета.
Деньги на это, по его мнению, вовсе необязательно брать из бюджета: у Миннацэкономики в рукаве оказался вариант создания общественных советов за счет взносов субъектов естественных монополий. Вице-премьер Ерболат Досаев тут же заверил Сагинтаева, что такое предложение имеется в пакете поправок, внесенных министерством в правительство. Осталось неясным: с монополистами возможность финансирования деятельности структур, призванных портить им кровь по природе своей, уже обсуждали? И если да, то какими посулами добились их согласия на это — ну, если такое согласие дано было, разумеется…
Премьер требует антирекламы
Еще один вопрос, который вызвал полет творческой фантазии у премьер-министра, — это борьба с поставщиками на казахстанский рынок продукции, не соответствующей регламентам и стандартам, а также попросту опасной для здоровья казахстанцев.
Как сообщил министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов, в ходе камерального контроля его ведомство выявило 50 недобросовестных бизнесменов, завозящих в страну некачественную продукцию. Они благополучно оштрафованы, но имена их остаются неизвестными потребителю — а значит, нет никакой гарантии, что завтра они ему такую же продукцию не всучат вновь.
"Если вы выявили 50 недобросовестных поставщиков, то население, вообще, знает, кто такие?— обратился он к главе Минздрава. — Ведь надо понимать, когда идут в магазин, какие виды продуктов не покупать, если это игрушки, то какие игрушки? Вот сейчас новый год, начнем подарки покупать, а как узнать что эти игрушки можно покупать, а эти нельзя покупать? Я не прошу объяснения, просто нет информации: вы оштрафовали их на 70 миллионов, а они на миллиард завезли — никакого эффекта в итоге. Мне кажется, больше надо информировать население: в торговых центрах много экранов рекламных, вот там и крутите: "Уважаемые покупатели, если вы захотите зайти в игрушечный магазин, вот такие игрушки опасны", — порекомендовал он Биртанову.
За последнего вступился Досаев: по его словам, предложение такого характера имеется в упомянутых инициативах, внесенных в правительство, но оно в любом случае требует законодательного утверждения. Потому как за предупреждение "уважаемых покупателей" без законодательно утвержденных полномочий с упоминанием продукта или продавца всуе недолго и на встречный иск о защите деловой репутации нарваться. После чего премьер, оценив рвение и осведомленность своего заместителя в этих вопросах, возложил на него ответственность за прохождение этих поправок в правительстве и, надо понимать, в парламенте.