АСТАНА, 11 дек — Sputnik, Лев Рыжков. В Москве в Государственном Институте русского языка им. А.С. Пушкина наградили школьников, которые победили на Международной олимпиаде по русскому языку как иностранному.
Без акцента
В декабре в Москве темнеет рано, и в четыре часа дня уже стояли сумерки. Но здание Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина было залито огнями и казалось каким-то сказочным дворцом, в котором идут последние приготовления к балу.
Вот юная красавица со значком в виде американского флага общается с ровесницами из Армении. Вот проходят школьники из Таджикистана в потрясающих и ярких костюмах. Чуть позже они исполнят со сцены народный танец, как и их ровесники из Южной Осетии, которые тоже пришли в национальных костюмах. Вот польские, румынские, латвийские, литовские, монгольские дети. И все общаются между собой по-русски. И без всякого акцента.
Сближает и дает друзей
Но вот начинается церемония награждения. Зал заполнен почти полностью. Свободное место найти очень трудно. Зал размахивает флагами – то сербским, то армянским, то монгольским, то румынским.
"Мы проводим пятнадцатую олимпиаду и отмечаем сорокапятилетний юбилей вуза, — сказала со сцены ректор Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая. — Все, говорящие на русском языке, становятся послами русского языка, несут русское слово в свои страны, своим друзьям".
А выступивший следом президент и основатель Института им. А.С. Пушкина, академик Виталий Костомаров привел любопытную статистику. На его глазах образовалось три семьи в результате знакомства на Олимпиаде-80. В одной паре муж из Вьетнама, жена – из Франции. Живут сейчас на родине мужа. Еще в одной "фестивальной" семье муж – русский, а жена – из Конго. Сейчас живут в Таллинне и оба преподают русский язык.
"Важно, чтобы русский язык связывал, заставлял понять друг друга, — напутствовал победителей академик Виталий Костомаров. — Если мы в разных странах будем понимать друг друга, то мир станет лучше, чем он есть сейчас. Я надеюсь, что русский язык вам в жизни поможет. Какую бы дорогу вы в жизни не выбрали, чем бы вы в жизни ни занимались – не забывайте русский язык. Он красивый, и он даст вам друзей".
Но вот наступает момент вручения дипломов абсолютных победителей. Зал стихает перед тем, как взорваться шумными аплодисментами. Это – десять лучших ребят, счастливчиков и умниц, которые своей победой можно сказать уже обеспечили себе счастливое будущее.
Трое из них – из дальнего зарубежья: Польши, Сербии и Черногории. Семеро – из стран бывшего Советского Союза: Светлана Ткаченко из Молдовы, Моника Горностаюте из Литвы, Лацис Жанис из Латвии, Анастасия Кровицкая из Казахстана, Мария Хаецкая из Беларуси, Анита Оганян из Армении, Айдан Маммадзаде из Азербайджана.
Умножить на сто
Победители обнимаются, на глазах у многих – слезы радости. Настает атмосфера всеобщего счастья. Из рук в руки переходят букеты цветов, счастливые родители делают на смартфоны исторические кадры.
А я, пользуясь случаем, беру интервью у академика Виталия Костомарова.
- Виталий Григорьевич, есть ли какие-то отличия от предыдущей олимпиады? Может быть, по количеству стран или составу участников?
— Меняется, конечно, количество. Раньше было больше дальнего зарубежья. Я жалею, что нет Франции, нет Германии.
- А из постсоветского пространства о чьем неприезде жалеете?
— Очень жаль, что нет Грузии. Грузины очень активно изучают русский. Он там не потерян.
- А какая страна постсоветского пространства активнее всего изучает русский язык?
— Беларусь. Там русский язык – государственный. А сейчас в ряде стран русский язык не называют государственным. Называют официальным. Например, в Казахстане. А вообще за каждым участником стоит очень большая история национальных встреч и национальных побед. Мы как-то об этом забываем, но каждый участник олимпиады есть результат процесса с участием десятков ребят, которые остались за кадром. В некоторых случаях надо число участников олимпиады умножать по крайней мере на сто, чтобы прикинуть хотя бы примерное число изучающих русский язык.
- В числе призеров и лауреатов есть и дети из стран, чьи правительства к России недружественны – Литвы, Латвии, Украины. Дети изучают русский язык вопреки всему?
— Это больной вопрос. Думаю, что рано или поздно все придет к норме. Ведь русский язык продолжают изучать. Даже в киевских гимназиях. Так что это все преходяще.
По следам мальчика
После интервью с академиком я ищу победительницу от республики. Но Анастасия Кровицкая, к сожалению, ушла из зала. Зато есть девушка из Темиртау Анета Кривошеева, получившая диплом III степени. Она учится в одиннадцатом классе.
"Олимпиада была сложная, — говорит Анета. — Нам нужно было написать эссе по фрагменту видеоролика из "Смешариков". Нужно было самим сформулировать проблему, и это было самым сложным – какую именно тему раскрывать. Их в видеоролике было затронуто очень много. И еще экзамен по русскому был, наверное, сложным. Надо было давать не просто полноценные ответы, а, прочитав вопрос, озаглавить текст".
"А я этого мальчика знаю, — говорит Анета. — И в этом году я тоже решила попробовать поучаствовать. Его папа меня сюда направил, подсказал, когда именно нужно сдавать экзамены. Я прошла два отборочных этапа. Потом увидела себя в списке финалистов. Очень обрадовалась и приехала сюда. Совершенно не жалею, конечно. Диплом третьей степени – тоже хорошо. Не каждая страна может похвастаться двумя дипломами олимпиады".
Анета просит выразить огромную благодарность учителям: Марине Николаевне и Татьяне Олеговне, своим родителям, а также семье Дурасовых, которая и направила будущего призера на Олимпиаду.