Политические шахматы
Дело в том, что в любой системной игре (в шахматах, на войне, в политике) хаотизация применяется тогда, когда просчитываемые варианты ведут к поражению. Слом системной позиции ставит слабейшую и сильнейшую стороны в равное положение. Считать ходы необходимо за доской, все предварительные расчеты перечеркнуты. Теоретически в таких условиях обе стороны должны допускать равное количество ошибок на равное количество единиц управления. Поскольку же слабейшая сторона оперирует меньшим количеством единиц управления, она должна допустить меньшее количество ошибок и получить шанс если не на победу, то на ничью.
На сегодня как минимум на Ближнем Востоке ситуация изменилась. США потеряли позицию, растратили ресурсы и союзников, Россия всё это приобрела. Поэтому попытка повторной хаотизации региона сейчас лежит в русле интересов США.
Как минимум временно это должно помешать России дипломатически закрепить одержанную в ходе военно-политического противостояния победу. В лучшем же для Вашингтона случае ситуативные союзники России на Ближнем Востоке будут по-разному оценивать хаотизированную позицию. Противоречия между ними обострятся ещё на уровне расчётов стратегических планов, по мере же развития ситуации позволят США играть на противопоставлении одних другим.
Однако всё это в будущем. Пока же Трамп предлагает жертву пешки (Израиль) на Ближнем Востоке. И даже демонстрирует готовность пожертвовать ещё и тяжёлую фигуру (ЕС) в Европе.
Зачем он это делает? Ведь мог же, как предыдущие президенты, два раза в год подписывать указ об отсрочке переноса посольства, и все были бы довольны.
Борьба за первенство в регионе
Начнём с того, что сложившаяся пророссийская ситуативная коалиция состоит практически сплошь из врагов Израиля. Сирия, чьи Голанские высоты еврейское государство захватило ещё в июне 1967 года, последующие десятилетия сталкивалась с Израилем в борьбе за влияние в Ливане. К тому же Тель-Авив занял явно антисирийскую позицию в ходе завершающейся сирийской гражданской войны, неоднократно нанося удары, под надуманными предлогами, по сирийским правительственным войскам, воевавшим с террористами.
Иран никогда не скрывал своего желания сбросить Израиль в море. В еврейском государстве он видит плацдарм Запада, аналогичный крестоносным государствам Средневековья, и считает, что оттуда для него исходит военная угроза, которая может быть нивелирована только с ликвидацией Израиля.
Эрдоган, таким образом, пытается использовать возникающий кризис для захвата Турцией лидирующих позиций в исламском мире, что должно также укрепить претензии Анкары на роль регионального лидера.
Но на лидирующую роль в регионе претендуют также Иран и Саудовская Аравия. Причём, если у Эр-Рияда традиционно налажены тесные союзные отношения с Тель-Авивом, и дом Сауда (у которого и так множество проблем) может попытаться сгладить возникшее противоречие и перевести его в формат долгого переговорного процесса, то шииты, лидером которых является Тегеран, естественным образом радикализировались в ходе долгого ближневосточного конфликта, в котором против них выступали единым фронтом суннитские страны Залива, террористический Халифат, Вашигтон и (неформально) Израиль.
Если же исламский мир (в лице своего большинства) займёт по вопросу о Иерусалиме радикальную позицию, то и у Саудовской Аравии пространство для манёвра сузится. Она должна будет поддерживать исламский консенсус хотя бы на словах, что тоже существенно.
Вряд ли арабы и не арабские мусульманские народы сразу начнут против Израиля войну. Но, во-первых, резко усилится поддержка всех палестинских организаций (независимо от формы исповедуемого ислама). Воинствующих антиизраильских радикалов мусульмане перестанут признавать террористами. Во-вторых, еврейское государство окажется в дипломатической блокаде. В-третьих, как минимум будет обсуждаться вопрос об исламских санкциях в отношении Израиля, причём не обязательно сугубо экономических.
Как ответит мусульманская Европа?
Кроме резкого ухудшения ситуации на Ближнем Востоке, США инициируют проблемы ещё и для ЕС. С одной стороны, Европа, веками страдавшая антисемитизмом и не только допустившая гитлеровский геноцид евреев, но и в ряде случаев вносившая в Холокост посильный вклад, ещё не полностью избавилась от чувства вины, вынуждавшего её все послевоенные десятилетия по мере возможности поддерживать Израиль. И мощное еврейское лобби в европейской политике и СМИ остаётся. Да и культурно еврейское государство, основанное преимущественно носителями европейских ценностей, ближе ЕС, чем арабы, турки или иранцы. Но с другой, за последнее десятилетие в ЕС перебралось слишком много мусульман, чтобы игнорировать их взгляд на предмет.
Лидеры ЕС и раньше высказывали озабоченность возможным признанием Вашингтоном Иерусалима столицей Израиля. И сейчас первая же реакция президента Франции Макрона была негативной. Поскольку Меркель никак не решит вопрос с созданием парламентской коалиции и пока связана внутриполитическими проблемами, можно считать, что Макрон говорит от имени ЕС.
Как видим, в идеальном для США варианте хаотизация охватит огромный регион (весь Большой Ближний Восток, Северную Африку и весь ЕС – страны, в которых проживает миллиард населения).
Три уровня хаотизации
Кстати, России, с её влиятельной еврейской общиной и значительной долей мусульманского населения, тоже придётся столкнуться с внутренним конфликтом, хоть и в значительно более мягкой форме.
В общей сложности имеем три вероятных уровня хаотизации. Во-первых, практически неизбежно резкое обострение обстановки на Ближнем Востоке. Во-вторых, более, чем вероятна резкая реакция во всём мусульманской мире (от Индонезии до Марокко и Нигерии). В-третьих, дестабилизация может также затронуть Европу, а в мягкой форме (нелицеприятной общественно-политической дискуссии) и Россию.
Всё это будет вызывать жёсткую конкуренцию в уже сложившихся союзах, обостряя убранные пока из повестки дня российскими усилиями противоречия между странами региона. В худшем варианте это может привести к полномасшабному военному конфликту, в котором на одном из этапов не исключено применение ядерного (Израиль), химического и бактериологического (арабы) оружия. Учитывая вовлечённость в кризис Европы, этот конфликт потенциально может расшириться до участия ракетно-ядерных держав – членов СБ ООН (Франция, Великобритания). В таком случае будет явочным порядком доломана Ялтинско-Потсдамская конструкция, при том, что создание складывающегося сегодня нового поствашингтонского миропорядка будет искусственно заторможено.
Ещё один бонус Вашингтона – Израиль не может отказаться от этого данайского дара. Так что Тель-Авив прочно привязывается к американской ближневосточной политике в качестве вернейшего союзника – потому что ему некуда деваться. Микшируется возможность достижения израильско-российских договорённостей, по поводу которых Тель-Авив уже несколько раз проводил зондаж.
Наконец, есть бонус и лично для Трампа. Признавая Иерусалим столицей Израиля он сможет выполнить хоть одно из своих многочисленных предвыборных обещаний. И глобалистская группировка Клинтон не сможет ему в этом помешать, ибо Трамп только реализует давно принятое решение Конгресса.
Более того, Трамп становится своим президентом для информационно-политического еврейского лобби в США, где еврейская диаспора значительно влиятельнее, чем в Европе. С учётом же антиизраильской ближневосточной политики Обамы, клинтоновские демократы-глобалисты теряют очень много. Трамп сделал серьёзную заявку на второй срок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.