В конце мая 1991 года президент СССР Михаил Горбачев прибыл с визитом в Казахстан, в Кокчетав (ныне Кокшетау). И я от редакции получил задание осветить пребывание первого лица Союза.
Обстановка в Союзе тогда была сложной. Отделились прибалтийские республики, парад суверенитетов был в разгаре. Россия во главе с Ельциным теснила союзные структуры по всем фронтам. Горбачеву удалось договориться с руководителями девяти республик о подписании Союзного Договора, намеченного на 20 августа.
Вот как описывает эти дни Анатолий Черняев в книге "Дневник помощника Президента СССР":
"2 июня 1991 года. М. С. — Казахстан. Точно выбрал он место и время (после "9 + 1"), чтоб закрепить "сдвиг" к успокоению и согласию, к терпению и здравому смыслу, к отторжению политической истерии… Это акция мастерская. Вечером на другой день после возвращения в Москву (в пятницу) звонил: жаловался, что болеет. Там еще заболел — от воды и перемены пищи. Сутки, говорит, ничего не ел — "на пределе" — вот-вот сорвусь: устал (это же говорила Р.М. потом по телефону)".
В аэропорту Кокчетава Горбачева встречал президент Казахской ССР Нурсултан Назарбаев и другие руководители республики. Было тепло. Первая фраза Генсека, спустившегося с трапа, была символичной:
Кортеж проехал по улицам города, заполненным массой народа, и завернул на центральную площадь. Горбачев с Назарбаевым вышли из машины и направились мимо оцепления к памятнику Ленину. До них было шагов десять, и я громко спросил:
- Михаил Сергеевич, можно Вам задать вопрос?
Несмотря на шум приветствий, Горбачев мой вопрос услышал, резко остановился и со словами "Да, конечно" подошел ко мне.
- Как Вы оцениваете политическую ситуацию в Казахстане?
— Положительно. Казахстанцев я благодарю за то, что они надежны, поддерживают нашу политику. Хорошо работает республика, старается, несмотря на все трудности. Интернационализм, который объединил людей на этой земле, — хорошая опора для Союза.
- Что Вы думаете о деятельности Назарбаева? Многие называют его самым перспективным политиком в стране…
При этих словах Нурсултан Абишевич с репликой "Ну, в таком случае я отойду" направился к машине.
— Ну, почему только перспективным? Если говорить о Назарбаеве, то он не только перспективный, и сегодня его деятельность − и деятельность, я считаю, всего руководства вашей республики − оказывает положительное влияние на все процессы – политические, экономические, на то, что происходит в Союзе, — огромное позитивное влияние.
Знаете, Казахстан работает, хотя и казахстанцам нелегко. Казахстан остается сплоченным. Казахстан организован. И в то же время Казахстан идет вперед, осваивает новые формы жизни. Это очень важно. Поэтому я первое, что хотел сказать: в этом смысле и оцениваю деятельность Нурсултана Абишевича. Я давно его знаю и думаю, что потенциал этого политика еще раскроется".
В тот же день удалось взять небольшое интервью и у Раисы Максимовны Горбачевой. Для нее приготовили отдельную программу, в том числе повезли в "потемкинскую" деревню между Кокчетавом и Щучинском. Сюда возили всех гостей – показать добротные коттеджи оригинальной архитектуры, в которых живут механизаторы и доярки. Запомнились ее слова:
— Многие здесь говорят: хотим иметь свой дом. А вы знаете, я тоже хочу собственный дом. И Михаилу Сергеевичу об этом говорила. Так надоели казенные квартиры…
После этого в моей журналистской практике были разные интервью с разными вип-персонами. Но это, с первым и последним Президентом СССР, запомнилось больше всего.
Оставалось меньше трех месяцев до августовского путча, развала великой державы. Какой была роль Горбачева в этом процессе, и что в итоге принесло это миру – зло или благо, историки и политики спорят до сих пор.