АСТАНА, 30 ноя — Sputnik, Баубек Коныров. Журналисты редакции Sputnik Казахстан вместе с руководителем представительства Международной тюремной реформы PRI в Центральной Азии Азаматом Шамбиловым на один день погрузились в изучение условий жизни опасных рецидивистов и тех, кто их охраняет.
Добро пожаловать на "Вишню"!
Учреждение ЕЦ-166/5, или в простонародье "Вишня" (поселок Аршалы ранее назывался Вишневка), образовалось в августе 1957 года и ранее называлось Специальным лагерным пунктом №2 учреждения №15 Акмолинского управления охраны общественного порядка Целиноградской области общего и строгого режима отбывания наказания. В 90-е годы учреждение относилось к управлению комитета уголовно-исполнительной системы по Акмолинской области, а после внесения изменений в Уголовно-исполнительный кодекс с января 2015 года колония особого режима переименована в учреждение чрезвычайной безопасности.
Сегодня в колонии отбывают наказание 682 человека при лимите 700 человек. На территории есть филиал агротехнического колледжа, где обучают четырем специальностям: электросварщик, токарь, слесарь-сантехник и каменщик-плотник. Также действует филиал "Енбек Аршалы" РГП "Енбек", занимающегося металлообработкой, деревообработкой, швейным делом и другими видами производства.
Серик Абдикаримов был назначен на должность начальника колонии год назад, и, по его словам, за время работы удалось расширить работающие площади в промзоне и открыть ИП.
Все это, как признался руководитель учреждения, помогает в работе с осужденными и снижает количество нарушений внутри колонии.
"Я им говорю: "Если нарушаете, то работать уже не сможете". Такая взаимовыгодная договоренность. Мне хорошо, что осужденный не нарушает режим. Им — есть возможность освоить профессию и погасить иски потерпевшей стороне и государству. Большинство к этому и стремятся. Приходят и просят дать им работу", — добавил полковник юстиции.
"Есть свое общежитие, но оно требует капитальных вложений. Пока мы не можем вложиться, потому что сегодня нас требуют больше внимания уделять условиям осужденным. Проверки по ним постоянно приходят, но никто не приходит и не проверяет, как живет сотрудник", — сетует руководитель учреждения в беседе.
Бизнесмены в неволе
Скоротать время заключенные могут во время обучения или работы. Здесь, как говорится, каждый решает сам. Например, 17 осужденных устроились в открывшееся ТОО при колонии по производству мешков для сухих строительных смесей и цемента. По словам директора ТОО Елены Муллахметовой, похожих предприятий в Казахстане лишь три: в Шымкенте, Алматы и при колонии в Акмолинской области.
"Планируем расширяться, есть дополнительное оборудование, плюс возьмем еще одного на работу. Мешки очень востребованы. Решилась открыть год назад, потому что нас заверили, что люди, сидящие здесь, очень ответственно подходят к работе. Бумажной волокиты особо не было, администрация пошла навстречу, сейчас действует цех на 500-600 квадратных метров. В первом центре мешок сначала собирают руками, далее уже продукт клеится в другом цехе", — рассказала глава ТОО.
А есть такие мастера на все руки, как Сергей, открывший свое ИП. Как признается осужденный, на свободе он занимался столярной деятельностью, получив срок за убийство, продолжил заниматься своим делом.
Другой его коллега Александр открыл свое ИП "Белый парус". Здесь продукция разного направления — от нард и шахмат до кухонных столов. Недавно решили попробовать свои силы в создании бильярдного стола, но на сегодня готовы лишь ножки. Однако, как заверил мастер, все его коллеги в команде семейные и дурных мыслей не имеют, поэтому работают на совесть и готовы сделать даже самый сложный заказ по дереву "на любой кошелек".
День для другого осужденного Игоря Балабанова проходит в колледже — скоро получит профессию сварщика. Мужчина поделился, что попался за грабеж. Ранее не судимому другу дали условный срок, он сам — вернулся в ЕЦ-166/5. Признается, что за период, пока его не было, поменялось многое, причем в лучшую сторону.
"Где умирает надежда, там возникает пустота"
По словам руководителя представительства PRI Азамата Шамбилова, это первый совместный с журналистами визит в эту колонию.
"Я не первый раз посещаю тюрьму и был во всех режимах в разных регионах, но в этой колонии меня удивили сотрудники, и их отношение к осужденным. Сотрудники все хорошо обученные, у них сохранился человеческий облик и порядочность. Я сразу могу определить, какой сотрудник со мной разговаривает. Отношение сотрудников к осужденным − очень важный элемент в эффективном управлении тюрьмами. Каждый раз посещая тюрьму, видишь одно и то же: серое и грустное учреждение, боль и сожаление в глазах людей, именно − боль и сожаление о содеянном. В этой колонии меня удивили сами осужденные — они не теряют надежду на жизнь. Если вы заметили, они много говорили о семье и детях, о планах на будущее", — отметил правозащитник.
И напоследок. Одно условие отличает эту колонию от всех остальных. Только здесь изготавливается оборудование для детей с ограниченными возможностями, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Производство таких жизненно-важных вещей помогает осужденным почувствовать свою полезность, осознать, как важна их помощь нуждающимся.