АСТАНА, 30 ноя — Sputnik. Цепочка наших покупок выглядит так: производитель – продавец – покупатель и, если подытожить большинство высказываний, прозвучавших на "Форуме больших сделок" в Алматы, торговцы в этой цепочке выступают в роли отрицательного персонажа, задающего правила игры.
- Какими бывают эти конфликтные ситуации поставщиков и ритейлеров?
— Возьмем для примера заказ, который может довести поставщика до банкротства, если он возьмет на себя больше, чем может предложить.
- Но зачем поставщик берет на себя обязательства, которые не может выполнить?
— У него другого выхода просто нет. Свобода договора для поставщика зачастую заключается в том, что он может подписать контракт, который одобрен юристами сетей, и никак не может повлиять на те пункты, которые для него являются критичными. Мы видим, что свобода поставщика заключается в том, что он свободен либо подписать договор, разработанный ритейлером на кабальных условиях, либо отказаться. В договоре к тому же прописаны несколько десятков штрафных санкций, которые зачастую могут накладываться одновременно.
Или вот еще ситуация. В 2014 году в России очень сильно менялась экономика, рубль падал и были объявлены контрсанкции. Соответственно, поставщикам приходилось переходить на закупку сырья из других стран, а рублевая цена на импортный товар менялась катастрофически. Однако во многих договорах было ограничение, что поставщик только раз в квартал может поменять цену. Это приводило к колоссальным убыткам поставщиков и многие уходили с рынка. Теперь мы достигли договоренности в том, что согласование в таких сложных условиях должно проходить за две недели, а при стабильных условиях − за месяц.
- Почему сложилась такая неравная ситуация? Кто дал ритейлу право навязывать договора на крайне невыгодных условиях?
— Если говорить о крупных сетях, представляющих интерес для производителя как растущий канал товаропроводящей цепочки, то весовая категория розничного оператора более значительна. Для примера, в школе десятикласснику гораздо проще навязать свою волю первокласснику, если они будут о чем-либо "договариваться". Плюс ко всему, довольно высокая степень конкуренции среди поставщиков. Ритейлер знает, что в его кабинет стоит очередь поставщиков, которые готовы пойти на все, чтобы попасть на полку.
- Говорят, что вхождение в торговые сети тоже стоит баснословных денег?
Раньше заключению договора поставки предшествовало согласование "добровольного" возмездного договора оказания услуг — это бэкмаржа. То есть сумма, рассчитываемая от товарооборота поставщика, которую производитель продовольствия обязан перечислить в сеть за услуги, зачастую фиктивная. Из-за этого доходность была искаженной и потерялось само понятие ценообразования. Вроде бы поставщик получил 10 рублей за свою продукцию, но в этих десяти три рубля – обязательство потратить на маркетинг в ту же сеть. Когда производитель приходил к государству и просил поддержки, государство отвечало: "Какая поддержка, когда получаешь 10 рублей за свою продукцию". И ничего доказать производитель не мог, потому что в контракте была указана цена в 10 рублей.
- На форуме говорили про огромную маржу торговцев, она действительно может достигать 300%?
— Здесь я бы не подходил по принципу определения "средней температуры по больнице", потому что где-то больше маржа, где-то меньше, это зависит от продукта. Есть продукты, которые ритейл может продавать себе в убыток для привлечения трафика покупателя.
Наценка может быть разная. Если будем считать от "полочной" цены, то она никогда не выше 100%. А если считать, как депутаты — от цены производителей, то ритейл-наценка может быть и 100%, и 200%, в зависимости от категории товара.
- Одно из самых кабальных условий сетей — возвраты. Сколько продуктов списывается по истечении срока годности, и действительно ли все эти риски несет поставщик?
- Недавно в одной казахстанской торговой сети был скандал – покупатель уличил сеть в обвешивании. Продавец объяснил недовес сырокопченой колбасы в 200 грамм "усушкой".
— Вполне возможно. Скорее всего, данный продукт из нижнего ценового сегмента и содержит малое количество мяса в своем составе. В продукции, выпущенной не по ГОСТу, такая рецептура допускается, главное, чтобы все ингредиенты, входящие в состав изделия, были указаны на упаковке, а покупатель имел достоверную информацию о содержимом товара. Некоторые виды дешевой растительно-мясной продукции, произведенной по техусловиям, могут содержать большое количество влаги, и, соответственно, терять ее при негерметичности упаковки, уменьшая вес продукта — усыхать. Конечно, при нормальном хранении такого не должно быть, но если температурно-влажностный режим нарушен на складе, распределительном центре или в магазине, то изделие может усохнуть. Если, теряя вес, мясосодержащий продукт не теряет свои потребительские свойства, то должна перевешиваться через определенный промежуток времени.