Старинные сокровища Казахстана выставят на ВДНХ в Москве

© Sputnik / Иосиф Будневич / Перейти в фотобанкСтаринные серебряные украшения казахских умельцев, архивное фото
Старинные серебряные украшения казахских умельцев, архивное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
Уникальную коллекцию предметов быта казахстанских уйгуров Казахстана, а также артефакты с казахстанским происхождением смогут увидеть жители Москвы и гости российской столицы

Sputnik, Лев Рыжков

Недавно Музей Востока отметил свой 99-й день рождения. За без малого век работы музей стал не только уникальной сокровищницей, но и серьезным научным центром, и своего рода мостом между Россией и бескрайней разноязыкой Азией.

В Алматы открылся Международный фестиваль “Восточный Базар” - Sputnik Казахстан
Фото
Как казахский құрақ стал мировым достоянием
И хотя в фондохранилищах Музея Востока скопилось очень много сокровищ, произведений искусства, артефактов старины, публика видит лишь малую часть экспонатов. Но уже в 2018 году, к столетию, Музей Востока получит новое помещение – на главной аллее ВДНХ.

Таким образом, и москвичи, и гости российской столицы уже очень скоро смогут посмотреть уникальные коллекции, значительная часть которых на публике никогда не выставлялась или выставлялась очень редко.

О том, какие сюрпризы ожидают посетителей, и какая часть из них имеет казахстанское происхождение, мы побеседовали с генеральным директором Музея Востока, доктором исторических наук Александром Седовым.

© Sputnik / Лев РыжковДиректор Музея Востока Александр Седов
Директор Музея Востока Александр Седов - Sputnik Казахстан
Директор Музея Востока Александр Седов

Уйгурское искусство и юрта-конфискат

- Какие сокровища вашего музея происхождением из Казахстана?

— После нескольких экспедиций в нашем музее была собрана одна из лучших в России коллекций народного искусства уйгуров. Может быть, только коллекция Российского этнографического музея может с ней соперничать. Это коллекция искусства тех уйгуров, которые переселились из Синьцзяна или Восточного Туркестана в Казахстан и Семиречье. Практически вся она собрана в 80-е годы прошлого века нашими сотрудниками. Сейчас подготовлен каталог нашей уйгурской коллекции, представленной коврами, текстильными изделиями, одеждой, утварью, керамикой.

© Photo : из архива Музея ВостокаКовер с изображением феникса и стаи птиц. Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан) Середина XX в.

хлопок, шелк, смешанные красители, ворсовое ткачество
Ковер с изображением феникса и стаи птиц. Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан) Середина XX в.  хлопок, шелк, смешанные краситли, ворсовое ткачество - Sputnik Казахстан
1/3
Ковер с изображением феникса и стаи птиц. Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан) Середина XX в.

хлопок, шелк, смешанные красители, ворсовое ткачество
© Photo : из архива Музея ВостокаУкрашение нагрудное. Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан) Начало XX в.

металл белый, эмаль, ткань, сталь, монеты, чеканка, штамп, пайка, клепка, роспись эмалями, монтировка
Украшение нагрудное. Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан) Начало XX в.  металл белый, эмаль, ткань, сталь, монеты, чеканка, штамп, пайка, клепка, роспись эмалями, монтировка - Sputnik Казахстан
2/3
Украшение нагрудное. Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан) Начало XX в.

металл белый, эмаль, ткань, сталь, монеты, чеканка, штамп, пайка, клепка, роспись эмалями, монтировка
© Photo : из архива Музея ВостокаСерьга "кашгар зирэ". Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан) Конец XIX - начало ХХ в.

серебро, филигрань, зернь

Серьга кашгар зирэ. Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан) Конец XIX - начало ХХ в.  серебро, филигрань, зернь - Sputnik Казахстан
3/3
Серьга "кашгар зирэ". Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан) Конец XIX - начало ХХ в.

серебро, филигрань, зернь

1/3
Ковер с изображением феникса и стаи птиц. Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан) Середина XX в.

хлопок, шелк, смешанные красители, ворсовое ткачество
2/3
Украшение нагрудное. Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан) Начало XX в.

металл белый, эмаль, ткань, сталь, монеты, чеканка, штамп, пайка, клепка, роспись эмалями, монтировка
3/3
Серьга "кашгар зирэ". Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан) Конец XIX - начало ХХ в.

серебро, филигрань, зернь

- Фонды пополняются только из экспедиций или еще как-то?

— В прошлом году мы получили великолепный подарок от таможенного управления. Больше десяти лет назад они конфисковали как контрабанду внутреннее убранство юрты. Непонятно, кому и куда ее везли. Возможно, для интерьера какого-то восточного ресторана. Вещи были конфискованы, потом по суду признаны государственной собственностью. И таможенники передали эти предметы в наш музей.

- Юрту признали произведением искусства?

Участник экспедиции в Каракумах под руководством польского путешественника Яцека Палкевича - Sputnik Казахстан
Заядлый путешественник приехал в Казахстан и пройдет по пути Марко Поло
- Там нет высокохудожественных произведений, но есть великолепные и очень хорошо сохранившиеся утварь, деревянная посуда, кожаные и металлические изделия, детская люлька. Все эти вещи датируются концом XIX – началом XX века. Они много где встречались еще 50-70 лет назад, и их можно было приобрести в рамках научно-исследовательских экспедиций в Казахстан. Однако сейчас эти предметы практически исчезли из быта, их заменили современные изделия. Так что мы очень благодарны нашим славным таможенникам за такое приобретение.

© Photo : из архива Музея ВостокаТарелка Китай, Синьцзян, Восточный Туркестан XIX в. фаянс, роспись кобальтом, глазурь
Тарелка Китай, Синьцзян, Восточный Туркестан XIX в.  фаянс, роспись кобальтом, глазурь - Sputnik Казахстан
Тарелка Китай, Синьцзян, Восточный Туркестан XIX в. фаянс, роспись кобальтом, глазурь
- А из каких еще источников поступали экспонаты казахстанской коллекции?

— Мы получили большое количество предметов из раскопок Хорезмской археологической экспедиции в Узбекистане и в Казахстане. Это экспедиция Института этнографии Академии наук СССР – теперешнего Института этнологии и антропологии Российской Академии наук. Она работала много десятилетий. Ее возглавлял Сергей Толстов – наш великий археолог и востоковед.

Кроме археологических, в советские времена организовывались и научно-собирательские экспедиции. Немало привезенных из них предметов народного искусства до сих пор составляют основу нашей коллекции. Такие экспедиции продолжались и в 1950-1960-е годы, и в 1970-е, и даже в 1980-е, фактически до 1991 года. Они были достаточно регулярны. Ездили мы не только по Средней Азии, но даже в Афганистан посылали научно-собирательские экспедиции.

© Photo : из архива Музея ВостокаТюбетейка "сайлян доппа" Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан), г. Кашгар Начало XX в. х/б, бархат, бисер, шитье, вышивка
Тюбетейка сайлян доппа Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан), г. Кашгар Начало XX в.  х/б, бархат, бисер, шитье, вышивка - Sputnik Казахстан
Тюбетейка "сайлян доппа" Китай, Синьцзян (Восточный Туркестан), г. Кашгар Начало XX в. х/б, бархат, бисер, шитье, вышивка

Сокровищ станет больше

- Александр Всеволодович, поделитесь секретом, как вам удалось получить для музея помещение в таком потрясающем месте, как главная аллея ВДНХ?

Церемония захоронения останков Кейки батыра - Sputnik Казахстан
Фото
Последний путь Кейки батыра
- К сожалению, мы, как многие музеи, страдаем от элементарного отсутствия достаточного места для экспонирования. Наш музей не может выставить не то что 100% всех своих коллекций, — выставляется обычно 5-6%, максимум – 10%. А остальное хранится в фондах. Конечно, мы стараемся показать и экспонаты, которые хранятся у нас в запасниках, в течение года устраиваем 15-20 временных выставок.

Мы стараемся, но все равно показать все наше богатство очень трудно. Фондохранилище уже с трудом вмещает все наши коллекции, да и само его здание должно быть передано Русской православной церкви.

- Почему?

— В первые 12 лет работы у музея не было постоянного помещения. И только в 1930 году он получил постоянную прописку на улице Обуха (нынешняя улица Воронцово Поле). Для музея было выделено здание церкви Святого Пророка Божия Илии на Воронцовом Поле. Храм в то время уже был закрыт и использовался под склад чая. После реставрационно-ремонтных работ там разместился музей.

- А на Никитском бульваре, в главном здании, все не поместится?

Жансеит Туймебаев на презентации проекта музея под открытым небом - Sputnik Казахстан
Музей под открытым небом появится в Южном Казахстане
— Конечно, нет! Помещение, в котором располагается музей здесь, на Никитском бульваре, не настолько велико, чтобы вместить и постоянную экспозицию, и фонды. Но нам был предложен очень хороший выход из положения — рассмотреть несколько павильонов ВДНХ. Мы выбрали павильон №13. Это бывший павильон "Здоровье". В 1939 году он был построен как павильон "Армянская ССР". Это памятник архитектуры. В 1960 году он был существенно перестроен, но все-таки сохранил свой самобытный облик. А в 1990-е годы там располагались магазины. Сейчас там в самом разгаре реставрационные работы. Мы вернем павильону тот вид, который он имел в начале 1960-х годов.

- То есть еще до "Здоровья"?

— Ну, в общем, да. Как всегда бывает при реставрационных работах, открываются совершенно удивительные вещи, которые при последующих перестройках и ремонтах были закрыты и не видны. Например, все считали, что интерьеры павильона и его фасад – белые. А реставраторы открыли совершенно другую колеровку – глубокий синий. Особенно нас поразила сохранившаяся часть совершенно великолепной ажурной решетки, которой были оформлены арки фасада. Впоследствии она была закрыта и сейчас мы все восстановили. Восстанавливается и внутренняя планировка павильона.

- А Сталин там был?

Кинопленка. Архивное фото - Sputnik Казахстан
Казахстан и Россия снимут фильм об эвакуации киностудий в Алматы
— Нет, не был. Над решеткой центрального входа располагался герб Армянской ССР. Но он утрачен. И мы герб восстанавливать совершенно точно не будем. Есть идея, что на его месте будет логотип Музея Востока, но еще не решено. Идея проходит стадию согласования.

- Если я правильно понимаю, там будет не просто хранилище, а открытая экспозиция?

— Новое фондохранилище будет устроено по совершенно иному принципу, чем сейчас. Это будет принцип "открытого хранения". То есть фактически второй музей. Мы постараемся все, что можно, выставить в витринах, повесить на стены и обеспечить открытый доступ посетителей. То, что не подлежит открытому хранению, что нельзя долго экспонировать, как, например, японские гравюры или китайскую классическую живопись, будет храниться в той части павильона, куда доступа публике не будет. Однако мы постараемся выставить все, что возможно.

Лента новостей
0