Sputnik, Лев Рыжков
Недавно Музей Востока отметил свой 99-й день рождения. За без малого век работы музей стал не только уникальной сокровищницей, но и серьезным научным центром, и своего рода мостом между Россией и бескрайней разноязыкой Азией.
Таким образом, и москвичи, и гости российской столицы уже очень скоро смогут посмотреть уникальные коллекции, значительная часть которых на публике никогда не выставлялась или выставлялась очень редко.
О том, какие сюрпризы ожидают посетителей, и какая часть из них имеет казахстанское происхождение, мы побеседовали с генеральным директором Музея Востока, доктором исторических наук Александром Седовым.
Уйгурское искусство и юрта-конфискат
- Какие сокровища вашего музея происхождением из Казахстана?
— После нескольких экспедиций в нашем музее была собрана одна из лучших в России коллекций народного искусства уйгуров. Может быть, только коллекция Российского этнографического музея может с ней соперничать. Это коллекция искусства тех уйгуров, которые переселились из Синьцзяна или Восточного Туркестана в Казахстан и Семиречье. Практически вся она собрана в 80-е годы прошлого века нашими сотрудниками. Сейчас подготовлен каталог нашей уйгурской коллекции, представленной коврами, текстильными изделиями, одеждой, утварью, керамикой.
хлопок, шелк, смешанные красители, ворсовое ткачество
хлопок, шелк, смешанные красители, ворсовое ткачество
металл белый, эмаль, ткань, сталь, монеты, чеканка, штамп, пайка, клепка, роспись эмалями, монтировка
металл белый, эмаль, ткань, сталь, монеты, чеканка, штамп, пайка, клепка, роспись эмалями, монтировка
серебро, филигрань, зернь
серебро, филигрань, зернь
хлопок, шелк, смешанные красители, ворсовое ткачество
металл белый, эмаль, ткань, сталь, монеты, чеканка, штамп, пайка, клепка, роспись эмалями, монтировка
серебро, филигрань, зернь
- Фонды пополняются только из экспедиций или еще как-то?
— В прошлом году мы получили великолепный подарок от таможенного управления. Больше десяти лет назад они конфисковали как контрабанду внутреннее убранство юрты. Непонятно, кому и куда ее везли. Возможно, для интерьера какого-то восточного ресторана. Вещи были конфискованы, потом по суду признаны государственной собственностью. И таможенники передали эти предметы в наш музей.
- Юрту признали произведением искусства?
— Мы получили большое количество предметов из раскопок Хорезмской археологической экспедиции в Узбекистане и в Казахстане. Это экспедиция Института этнографии Академии наук СССР – теперешнего Института этнологии и антропологии Российской Академии наук. Она работала много десятилетий. Ее возглавлял Сергей Толстов – наш великий археолог и востоковед.
Кроме археологических, в советские времена организовывались и научно-собирательские экспедиции. Немало привезенных из них предметов народного искусства до сих пор составляют основу нашей коллекции. Такие экспедиции продолжались и в 1950-1960-е годы, и в 1970-е, и даже в 1980-е, фактически до 1991 года. Они были достаточно регулярны. Ездили мы не только по Средней Азии, но даже в Афганистан посылали научно-собирательские экспедиции.
Сокровищ станет больше
- Александр Всеволодович, поделитесь секретом, как вам удалось получить для музея помещение в таком потрясающем месте, как главная аллея ВДНХ?
Мы стараемся, но все равно показать все наше богатство очень трудно. Фондохранилище уже с трудом вмещает все наши коллекции, да и само его здание должно быть передано Русской православной церкви.
- Почему?
— В первые 12 лет работы у музея не было постоянного помещения. И только в 1930 году он получил постоянную прописку на улице Обуха (нынешняя улица Воронцово Поле). Для музея было выделено здание церкви Святого Пророка Божия Илии на Воронцовом Поле. Храм в то время уже был закрыт и использовался под склад чая. После реставрационно-ремонтных работ там разместился музей.
- А на Никитском бульваре, в главном здании, все не поместится?
- То есть еще до "Здоровья"?
— Ну, в общем, да. Как всегда бывает при реставрационных работах, открываются совершенно удивительные вещи, которые при последующих перестройках и ремонтах были закрыты и не видны. Например, все считали, что интерьеры павильона и его фасад – белые. А реставраторы открыли совершенно другую колеровку – глубокий синий. Особенно нас поразила сохранившаяся часть совершенно великолепной ажурной решетки, которой были оформлены арки фасада. Впоследствии она была закрыта и сейчас мы все восстановили. Восстанавливается и внутренняя планировка павильона.
- А Сталин там был?
- Если я правильно понимаю, там будет не просто хранилище, а открытая экспозиция?
— Новое фондохранилище будет устроено по совершенно иному принципу, чем сейчас. Это будет принцип "открытого хранения". То есть фактически второй музей. Мы постараемся все, что можно, выставить в витринах, повесить на стены и обеспечить открытый доступ посетителей. То, что не подлежит открытому хранению, что нельзя долго экспонировать, как, например, японские гравюры или китайскую классическую живопись, будет храниться в той части павильона, куда доступа публике не будет. Однако мы постараемся выставить все, что возможно.